Вендинговые прелести России
Помимо франчайзинга есть ещё одна оптимальная форма бизнеса, к которой стоит присмотреться тем, кто планирует старт-ап с небольшими инвестициями и вполне естественным желанием минимизировать риски. Речь о вендинге, относительно новом для России и потому ещё не столь занятом направлении.
Вендинг, надо сказать, хорошо совместим с франчайзингом при выстраивании сетей или в семейном бизнесе. Можно предположить, что в недалёком будущем российский «автоматторг» станет преимущественно франчайзинговым.
Но и без этого симбиоза возможности автоматических продаж огромны: от точки питания на предприятии или в офисном центре – в Западной Европе нормой для них является как минимум один комплект вендинговых машин по продаже горячих напитков, снековая, бутербродная и баночная – до целого автоматизированного магазина. Именно так автоматы используют, например, в Германии, где по выходным практически не работают даже продовольственные магазины. «В Москве необходимо развивать вендинговую торговлю, пока она составляет меньше 1% от общего оборота торговли, в то время как в некоторых европейских столицах она доходит до 5%», – рассказал журналистам исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. А по словам зампреда комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Ивана Новицкого, качество товара, реализуемого с помощью автоматов, а не через традиционную торговую сеть, гораздо проще контролировать.
Для делового человека цифры красноречивее слов. Давайте умозрительно прикинем российский вендинговый потенциал через цифровые сравнения с другими странами:
- В Японии ежегодный оборот вендинговых машин (до катастрофы на АЭС) составлял 28 млрд долларов, В США – 45 млрд долларов, в Европе – 30 млрд евро.
- В Японии один аппарат обслуживает 25 человек, в США – 37, в Европе (той, к которой нас не относят) – 100 человек. В России – пока что один аппарат на 5600 человек!
Потенциал развития вендингового рынка у нас просто огромен, но его развитие, как и во франчайзинге, неравномерно: сколько-нибудь заметно вендинговая торговля проникла лишь в города-миллионники. На них, по данным Валерия Ракитского, гендиректора фирмы Valeo, (поставщика автоматов от ряда европейских производителей), приходится более половины действующих операторов. В самом деле, чтобы вендинг стал востребованным, регион, куда «приходят» автоматы, должен иметь достаточно офисных центров и успешных предприятий. Грубо говоря, работники должны иметь достаточно денег и недостаточно свободного времени. Депрессивные районы с большой безработицей, такие как Северный Кавказ или большая часть Дальнего Востока, автоматам противопоказаны.
Рентабельность в вендинговом бизнесе в среднем колеблется вокруг 20%. Многим начинающим предпринимателям это мало что скажет. Стоит ориентироваться в этом важнейшем вопросе на мнение владельца компании «Сиба-Вендинг» Игоря Султановича, бывшего хоккеиста, занимающегося вендингом скоро уже 10 лет. Он утверждает, что для среднего оператора с офисом и наёмным персоналом, с учётом не только аренды, но и техобслуживания плюс амортизации аппаратов, срок окупаемости составляет четыре года. При этом поставщики оборудования часто говорят о сроке окупаемости в полгода или год. Верить этому никак нельзя да и дела с такими людьми лучше не вести.
Конечно, многое зависит от места установки аппаратов. Понятно, что аппарат, стоящий там, где высока проходимость, гораздо больше порадует своего владельца, нежели такой же аппарат в малолюдном месте. Но всё гораздо хитрее, чем эта простенькая мудрость. Игорь Султанович, например, предупреждает от установки автоматов в институтах, где, казалось бы, имеется обширная и весьма подходящая аудитория. Оказывается, студенты тяготеют к вандализму в отношении обслуживающих машин, и это не раз проверено на практике. Зато, по словам Игоря Султановича, идеальны для этих целей офисы – заметно лучше чем офисные центры, где велик бюрократизм и договариваться приходится довольно долго да ещё с разными людьми. Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, особенно с секциями хоккея и фигурного катания – напитки, снэки и сладости просто разлетаются.
По мнению Игоря Султановича, после старта никогда не надо ограничиваться всего лишь парой автоматов – это не принесёт сколь-нибудь существенного дохода. Человек должен обслуживать свои автоматы (загрузка, инкассация, техсервис). Но именно с такого количества есть смыл начинать, чтобы наработать опыт и понять в каком направлении двигаться.
Открыть и заниматься вендинговым бизнесом не сложнее, чем каким-либо другим. Напротив, вендинг в России – ещё в начале пути, и работать на развивающемся рынке проще, чем на развитом. Что касается государственной поддержки, то специализированных программ для этого сегмента, насколько мне известно, нет. Однако существует ряд программ по поддержке и развитию малого бизнеса, в том числе и старт-апов. Поэтому ими вполне может воспользоваться любой предприниматель, в том числе и желающий заняться вендинговым делом.
Тем более вендинговый климат в РФ явно улучшается. В феврале с. г. Госдума наконец приняла в первом чтении законопроект, освобождающий предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, от применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Поправки вносятся в соответствующую статью федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт».
Согласно вносимым изменениям, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, смогут осуществлять наличные денежные расчеты, а также расчеты с использованием платежных карт, без применения ККТ. При этом обязательным условием отказа предпринимателя от использования ККТ является выдача покупателю документа, подтверждающего прием денежных средств. Такими документами могут стать товарный чек, квитанция и т. п.
Нововведения связаны с тем, что по Налоговому кодексу, размер патента зависит от установленного субъектом РФ потенциально возможного, а не фактического дохода предпринимателя. Следовательно, фактические размеры выручки при налогообложении не учитываются. По действующему законодательству, от применения ККС уже освобождены предприниматели, применяющие вмененный налог. Окончательное решение вопроса с отменой требования налоговиков ставить контрольно-кассовую машину на каждый автомат, обещает активизировать вендинговый прогресс России. Ведь дополнительные траты на ККМ и расходы, связанные с её обслуживанием, весьма обременительны. К тому же в каждый вендинговый автомат уже встроен электронный счётный блок, который в ортличие от отечествееных ККМ способен работать в даже агрессивных климатических средах. Кроме того никто не может гарантировать совместимость заводского блока с отечественной ККМ. Налоговики по сути пытались навязать операторам систему двойного контроля. Почему бы налоговикам не научиться работать с «родным» счётным блоком, разработанным конструкторами? Судя по всему, к этому и идёт теперь дело.
По мнению гендиректора компании EMTG Екатерины Сойак, к одной из наиболее ярких отраслевых тенденций можно отнести готовность вендинговых сетей к выходу «на улицу». До настоящего момента размещение аппаратов вне помещений практически отсутствовало. Теперь операторы и производители готовятся к их размещению на улицах российских городов.
Говоря о производителях вендинговых аппаратов, Екатерина Сойак отметила итальянцев Rheavendors и Necta, а также американский бренд Crane Merchandising Systems. Эти бренды присутствуют и на нашем рынке. Также можно отметить и других крупных производителей, таких как: Fas, Saeco ( Италия); Azkoen, Jofemar (Испания). Если говорить о российских производителях, то самым крупным является питерский «Уникум». В России по-прежнему кофейные аппараты составляют основную массу – до 65-70 %. Доля снековых аппаратов доходит до 20% и оставшиеся около 10% – различные штучные товары.
С выходом вендинга на улицы статистика значительно изменится. «Думаю, произойдет резкий скачок в сторону снековых аппаратов и других автоматов со штучным товаром, например, сигаретами, – говорит Екатерина Сойак.
Россия, безусловно, интересна иностранным производителям в качестве рынка сбыта. «Вендинг в нашей стране развит крайне слабо, но все крупные иностранные производители стремятся быть здесь представленными в надежде на большой потенциал, – объясняет гендиректор EMTG. – Если же говорить об отличительных чертах в развитии вендинга у нас и у них, то в России одним из основных конкурентов торговым автоматам до сих пор являются бабушки, продающие штучные товары у метро и электрочайник на работе. В целом же неразвитость инфраструктуры и общие проблемы, связанные с малым бизнесом, и есть то, что принципиально отличает нас от Европы и тормозит развитие данной отрасли в нашей стране.
Теперь несколько слов о вендинговой экзотике. Почти никто не знает, что в Москве уже несколько лет автоматы мечут икру, то есть продают красную икру в стандартных баночках. Правда, «икромётов» очень мало – в пределах 10 штук, в основном в здании мэрии и в одной из башен делового комплекса «Москва-Сити». Но вскоре новые икроматы появятся в подземных переходах Москвы. Владелец сети автоматов с красной икрой, которая, по его мнению, является символом России, уверен, что в подземных переходах её будут покупать и россияне и иностранные туристы. Примечательно, что многоопытные владельцы кофейных автоматов – самых распространенных в РФ вендинговых машин – ставить их в таких незащищенных местах, как подземные переходы, не решаются. «Бывает, вандалы разбивают машины даже в офисных центрах. Что же будет в переходах, которые открыты днем и ночью и, как правило, не охраняются, – сокрушается Дмитрий Бабенко, управляющий вендинговой сетью «Коффейник.Ru». – Более того, автомат могут просто увезти среди ночи, а ведь каждая машина стоит около 200 тыс. рублей». Учитывая остроту «вандальной» проблемы в РФ автоматы весьма желательно застраховать, это не сильно отразится на сроках их окупаемости.
Ныне весьма усреднённая общемировая статистика показывает ежегодный десятипроцентный рост объемов вендингового бизнеса как глобальную тенденцию. Российский рынок вендинговых услуг растет не только в количественных показателях, но повышается и качество ввозимых торговых автоматов, идёт переориентация с покупки подержанных автоматов на новые. В этом можно убедиться на главной в нашей стране специализированной выставке VendExpo– «Вендинговые технологии XXI века». Она представляет собой международный смотр в Экспоцентре (13-15 марта) тех компаний, что осуществляют производство оборудования и комплектующих, поставку ингредиентов и расходных материалов, управление сетями автоматов. Здесь под одной крышей можно увидеть всё лучшее созданное производителями и познакомиться с опытом «бывалых», который излагается на серии семинаров и мастер-классов.
Автор: Ерлан ЖУРАБАЕВ