ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
на главную | реклама | контакты | помощь | рассылка  

Кофейная промышленность на пороге перемен

ДОСТИЖЕНИЯ: Отечественный рынок кофе развивается за счет постоянно растущего потребления и благоприятного инвестиционного климата, последние десять лет ежегодно увеличиваясь на 26,8%

 

Материал был опубликован в журнале Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 2010 №09

Кофе известен с 850 г. н. э. Тонизирующее действие плодов кофейного дерева открыли эфиопы, которые в то время населяли Аравийский полуостров. Однако популярность напиток приобрел лишь несколько веков спустя. Первоначально он изготовлялся из сырых ягод кофейного дерева, лишь в XII в. произошел переход к производству полного цикла, включающему на современном этапе обжарку зерен, помол и отвар. В 1475 г. в Константинополе был открыт первый кофейный магазин, в 1564 г. появилась первая кофейня в Стамбуле. В XVI в. кофе пришел в Европу, а немного позже и в Россию.

 

Русское население узнало о нем благодаря Петру I, и из заграничной экзотики кофе быстро превратился в продукт широкого потребления: на какой-то период и вовсе покинул царский двор и считался напитком простолюдинов. Поставкам кофе в Россию способствовала возникшая популярность кофейных домов, первый из которых был открыт в 1740 г. при императрице Анне Иоанновне. Особенно же импорт возрос в период войны 1812 г. В числе стран, поставляющих кофе на российский рынок, были Бразилия, Ямайка, Гватемала, Куба, Коста-Рика, Нидерланды.

 

В XIX в. кофе, как одному из наиболее популярных импортируемых товаров, давались превосходные характеристики и «богатая» реклама в известных экономических изданиях («Всеобщее и полное домоводство», «Экономический магазин»). К 1884 г. импорт кофе в стране вырос до 8 128 тонн. В начале XX в. на территорию России ввезли 9 104 тонны, а накануне Первой мировой войны данный показатель составил 12 352 тонны. В советское время из-за проводимой властями политики протекционизма и становления режимов изоляционной экономики кофе был дефицитом.

 

Вместе с постепенным развитием внешнеэкономической деятельности страны начал развиваться и рынок кофе. В конце 1990-х гг. темпы его роста оценивались в 10-15%. В последнее время зарегистрирован некоторый спад (2009 г. – 5%). Прирост объема рынка в натуральном выражении последние три года остается на уровне 5%, а в стоимостном выражении в 2009 г. составил 20%.

 

Безусловно, мировой финансовый кризис коснулся функционирования предприятий, выпускающих кофейную продукцию. На заводах произошло сокращение рабочих мест, выросли вмененные издержки производства. Однако маркетинговые исследования показывают, что спрос на кофе стабилен и тенденции к снижению потребления не наблюдается. К тому же вклад кофейной промышленности во внутренний валовой продукт в 2010 году весьма велик (около 3 млрд. долл.), и этот факт позволяет предположить, что отрицательное влияние кризиса минимально.

 

Российский рынок кофе развивается в двух направлениях: расширяются сегмент натурального кофе (зернового и молотого) и сегмент растворимого кофе. За последние десять лет в российском обществе изменилась культура потребления кофе. Поэтому прирост объема рынка в стоимостном выражении происходит более за счет продаж внутри сегмента натурального кофе, нежели растворимого. Ежегодно увеличивается спрос на кофе в зернах и на молотый кофе.

 

У населения все популярнее становится пить кофе вне дома. Ежегодно предприниматели инвестируют средства в строительство новых кафе и кофеен. В этих заведениях посетителю предлагают именно натуральный кофе различных способов приготовления (эспрессо, американо, латте, капуччино, гляссе). Таким образом, владельцы кафе и баров способны удовлетворить потребности широкого круга любителей кофе, что влияет на спрос.

 

Вместе с тем Российская Федерация является мировым лидером по потреблению растворимого кофе. Эксперты и исследователи из Организации производителей кофе подсчитали, что россияне выпивают в среднем около 57 тыс. тонн данного напитка в год. Ни одна страна не может похвастаться столь же высоким показателем. В Великобритании он не превышает отметки в 30 тыс. тонн в год, японцы обходятся 29 тыс. тонн. Даже в Мексике, стране, географические соседи которой специализируются на выращивании кофе, потребление растворимого напитка в два раза меньше, чем в России.

 

Многие экономисты придерживаются мнения, что бесспорное лидерство Российской Федерации продлится еще некоторое время из-за отсутствия у российского (а в прошлом советского) населения возможности баловать себя иноземным напитком в условиях изоляционной экономики. Несмотря на то, что усиливается тенденция отдавать предпочтение натуральному кофе, растворимый по-прежнему пользуется немалой популярностью: потребитель ценит удобство и минимизацию затрат. Однако рынок кофе в России движется по западному пути, растет число истинных гурманов, не принимающих «искусственный вкус» растворимого кофе, меняется культура потребления: пить не на скорую руку, не отходя от рабочего места, а не спеша в кафе или ресторане.

 

Производители натурального кофе сумели сделать из своей продукции бренд. Качественный растворимый кофе в России продается около 20 лет, зерновой – значительно меньше. Предприятия, обжаривающие кофейные зерна, поставили на конвейер свое производство к концу 1990-х гг. Популярность натурального кофе выросла лишь за последние пять лет. Российское общество движется от «простоты приготовления» к «возможности потреблять качественный продукт», ассортимент которого расширяется едва ли не ежемесячно.

 

Вместе с потреблением кофе растут и темпы его производства. Объем российского рынка кофе в 2009 г. составил 125 тыс. тонн, причем более 80% приходилось на растворимый кофе. Предприятия по производству кофе тяготеют к центрам потребления: Московской, Ленинградской, Ярославской, Калужской областям и Краснодарскому краю. Отдельно, как два самостоятельных региона, выступают Москва и Санкт-Петербург. Очевидно, что коммерсанты стремятся размещать свои фирмы, ориентируясь не только на покупательскую способность населения, но и на минимизацию издержек по транспортировке. Кофе поступает на российский рынок в основном с Запада, поэтому большинство предприятий находится в западной части страны. Основными поставщиками кофе в Россию являются Бразилия, Гватемала и Колумбия. Сравнительно невелик импорт Индонезии и Вьетнама.

 

По уровню продаж лидирует растворимый кофе. Почти две трети реализации данной продукции приходится на три компании. Более 40% всех продаж на территории нашей страны осуществляет компания «Нестле», около 17% – санкт-петербургский завод «Крафт Фудс». В начале 2009 г. предприятие разработало стратегию введения усовершенствованных производственных мощностей, и уже за восемь месяцев работы в новом режиме увеличило объемы производства более чем на 40% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. И, наконец, третье место на данный момент занимает компания «Чибо» (13%). Практически вся продукция изготавливается за границей, а на отечественных предприятиях осуществляется лишь расфасовка. Успешно работают на внутреннем рынке «Орими Трейд», «Московская кофейня на паях», «Русский продукт».

 

В секторе кофейной промышленности существуют некоторые черты монопольной конкуренции. В последние годы определились так называемые «основные игроки». В сегменте зеленого кофе (разновидность натурального кофе сорта «Арабика») это «Орими Трейд» и «Бернхардс Родфос». «Принимающими» компаниями при производстве молотого кофе являются «Крафт Фудс», «Чибо», «Орими Трейд», «Русский продукт», «Паулинг» и «Куппо». В продаже растворимого кофе в России конкурируют между собой все те же «Нестле», «Крафт Фудс», «Чибо», «Русский продукт», а также «Московская кофейня на паях» и «Гранд».

Перспективы развития рынка и изменения производительных сил в кофейном секторе исследуют специалисты Организации производителей кофе в России и Ассоциации «Росчайкофе». Эксперты уверены, что основной тенденцией на отечественном рынке является увеличение производства кофе внутри страны. Компании, которые на данный момент находятся в статусе обслуживающих западные фирмы, уже движутся по пути самостоятельного изготовления продукта и создания новых вкусовых характеристик как растворимого, так и натурального кофе.

 

Председатели Организации производителей кофе в России, в которую входят крупные заводы, обладающие существенной долей рынка («Крафт Фудс», «Нестле», «Чибо», «Дау Эгбертс» и др.), готовят проекты по обеспечению на предприятиях полного цикла производства растворимого кофе. Предполагается, что на отечественных заводах будет происходить первичная и вторичная переработка поступившего сырья, а также расфасовка готового продукта. Подобные изменения создадут предпосылки становления кофейной промышленности в России, нацеленной уже не только на импорт, но и на экспорт, причем в значительных объемах.

 

По прогнозам специалистов Ассоциации «Росчайкофе», уже к 2011 г. российские предприниматели обеспечат бесперебойное внутреннее производство кофе и увеличат экспортный потенциал рынка. Этому будут способствовать не только грамотная производственная, ассортиментная и ценовая политики, но и многочисленные декларируемые и реализуемые инвестиционные проекты ведущих изготовителей кофе.

 

По оценкам этой же Ассоциации, несмотря на последствия финансового кризиса, рост производства и потребления сохранится на прежнем уровне и останется равным примерно 5%. Стремление предпринимателей перейти на производство натурального кофе приведет к увеличению доли этого сегмента на рынке кофе в целом.

 

Обе организации надеются на поддержку со стороны государства. Кофейная промышленность считается динамически развивающимся сектором экономики, а потому и весьма рентабельным. Поэтому предприниматели ждут помощи в решении некоторых проблем, требующих правительственного вмешательства (противостояние монополизации рынка, увеличение таможенных пошлин на ввозимый кофе, создание благоприятного инвестиционного климата).

Демонополизация и увеличение количества активных участников рынка положительно скажутся на производительности каждого предприятия и обеспечат стремление компаний предлагать населению продукцию самого высокого качества. Антимонопольная политика должна сопровождаться и антидемпинговыми мерами. Иностранные производители, продающие кофе российскому потребителю по ценам ниже декларируемых, не могут более оставаться участниками рынка, так как срывают развитие внутреннего производства. В связи с этим прогнозируется усиление таможенного контроля. К примеру, в ближайшие месяцы таможенные пошлины на импортируемый молотый кофе поднимется с 0,4 евро/кг до 0,5 евро/кг. Увеличатся тарифы и на поставки растворимого кофе.

 

Благодаря усилиям государства и Ассоциации «Росчайкофе» возросла доля инвестиций в кофейную промышленность. Участники рынка вкладывают средства в строительство новых фабрик по производству растворимого, жареного зернового и молотого кофе. В прошлом году в Ленинградской области был открыт завод, производящий натуральный молотый кофе и обошедшийся инвесторам более чем в 3 млн. долл. Фабрика работает под руководством ведущей кофейной компании «Орими Трейд» и выпускает до 7 тыс. тонн готового продукта в год. Подобными производственными мощностями может похвастаться лишь предприятие «Крафт Фудс», еще один лидер отрасли.

 

Благодаря крупным инвестициям воплощаются в жизнь проекты Организации производителей кофе. Производство полного цикла существует на заводе, принадлежащем «Московской кофейне на паях». В его строительство было вложено более 50 млн. долл. Компания «Русский продукт» позаботилась о возведении фабрики в Калужской области и инвестировала около
30 млн. долл. Сейчас там создана почва для производства агломерированного кофе полного цикла. Бесспорным победителем в этой инвестиционной борьбе стала швейцарская фирма «Нестле», в планах которой ввести в Краснодарском крае в работу завод стоимостью

120 млн. долл. по производству растворимого кофе полного цикла.

 

Таким образом, на российском рынке кофе в ближайшем будущем произойдут существенные изменения. У предпринимателей появится возможность развивать производство полного цикла и ориентировать свою продукцию на экспорт. Благоприятный инвестиционный климат и государственная политика расширят долю внутреннего рынка и укрепят позиции кофейной отрасли в экономике.

 

Алина Магомедова
Материал был опубликован в журнале Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 2010 №09
prod-prod.ru, 07-04-2011

Хотите получать интересные статьи и свежие новости рынка? Подпишитесь на рассылку
Администрация сайта не несёт ответственности за комментарии третьих лиц к статьям, размещённым на ресурсе.
Администрация сайта оставляет за собой правой удалить комментарий без объяснения причин.

Комментарий:

Ваше имя:

Код на картинке:



<< Вернуться к списку статей

[30-09-2021] В Псковской области Россельхознадзор запретил вывоз 5 собак, следующих из Республики Беларусь
[28-09-2021] Северо-Западное межрегиональное управление Россельхознадзора напоминает основные правила профилактики бешенства
[27-09-2021] 21 тонна клюквы отправилась на экспорт из Ленинградской области в Литву
[22-09-2021] В деревне Долосцы, расположенной на российско-белорусском участке государственной границы РФ в Псковской области, должностным лицом Управления Россельхознадзора осуществлен ветеринарный контроль 14 то
[21-09-2021] В Псковской области 14 тонн форели «не доплыли» до московского получателя из-за выявленных Управлением Россельхознадзора нарушений
[17-09-2021] Более 1000 кенийских роз и голландских гвоздик будут уничтожены в Псковской области
[16-09-2021] Свыше 110 тыс. тонн плодоовощной продукции ввезено через Псковскую область с начала года под контролем Управления Россельхознадзора
[15-09-2021] В Псковской области почти полтонны белорусского картофеля, тыквы и кукурузы не допущены к ввозу Управлением Россельхознадзора на территорию Российской Федерации
[14-09-2021] Перевозимые с многочисленными нарушениями 8,5 тонн белорусской говядины возвращены Управлением Россельхознадзора отправителям
[14-09-2021] С начала года должностные лица Северо-Западного межрегионального Управления Россельхознадзора осуществили ветеринарный контроль 130 тыс. тонн продукции животного происхождения
3 Декабрь, 23:03
Вход для клиентов:


Поиск по сайту:
Ближайшие выставки: