ПОЛИТИКА: Российская Федерация прилагает максимум усилий, чтобы поддержать собственную экономику. Правительство регулярно заявляет о необходимости замещения импорта продукцией отечественных производителей абсолютно во всех сферах
Создание режима наибольшего благоприятствования для отечественных компаний выгодно и государству, и коммерсантам. С одной стороны, существенно снижается отток денежной массы за рубеж, создаются новые рабочие места, снимается социальная напряженность, крепнет экономическая и политическая независимость государства. С другой, бизнес получает значительные конкурентные преимущества перед иностранными компаниями и импортерами, что, в свою очередь, позволяет модернизировать и расширять производство, осваивать новые рынки.
Разнообразные правительственные меры, начиная с субсидирования процентной ставки по кредитам для производителей сельскохозяйственной продукции и заканчивая заградительными квотами и таможенными пошлинами, призваны поддержать российских игроков продовольственного рынка. Однако, несмотря на четкое следование избранному курсу, наша страна сталкивается с серьезными проблемами, которые не позволяют освободить полки магазинов от иностранной продукции сомнительного качества.
На протяжении практически всего своего существования, до глобальной индустриализации 20-30-х годов, Россия была сугубо аграрной страной. При этом существует достаточно спорное утверждение, что до переворота 1917 года Россия кормила хлебом и мясом не только себя, но и едва ли не весь мир. Архивные документы говорят о совершенно другой ситуации. Да, действительно, царская Россия экспортировала зерно в ряд стран, но при этом внутри страны сытости и изобилия не наблюдалось. Более того, население регулярно голодало. В 1901-1902 годах голод охватил 49 российских губерний, в 1905-1908 – от 19 до 29. Счет голодных смертей шел на миллионы человек! Россия, обладая огромными сельскохозяйственными ресурсами, не могла полностью обеспечить себя ни зерном, ни мясом, ни молоком.
Эта ненормальная ситуация еще больше ухудшилась с приходом к власти большевиков. Гигантские промышленные стройки изъяли из аграрного сектора огромные людские и земельные ресурсы, а внутренняя государственная политика привела к насильственному перераспределению «ртов» и количества производимой пищи. И если к концу 1930-х годов голод победить удалось, то бороться с дефицитом продовольствия наша страна оказалась не в состоянии. Невозможность обеспечить свой народ продуктами питания, производимыми на территории СССР, привела к вынужденному ввозу даже самых жизненно важных товаров из-за рубежа несмотря на «железный занавес».
Новая Россия не только унаследовала эту глобальную проблему, но и существенно усугубила ее непродуманными реформами на рубеже 1980-90-х годов. К неумению эффективно использовать земельные и людские ресурсы в сельскохозяйственной сфере добавилась государственная атрофия, приведшая практически к полной «продуктовой зависимости» Российской Федерации от развитых зарубежных стран. Импортные товары буквально заполонили абсолютно пустые полки магазинов, а для поддержки отечественного агропромышленного комплекса не было ни средств, ни желания, а потому не предпринималось ровно никаких усилий. Скорее наоборот: лоббирование окончательного развала российского сельского хозяйства приняло гигантские размеры.
Однако на рубеже веков ситуация стала меняться в лучшую сторону. И, как ни парадоксально это звучит, России помог дефолт 1998 года. Из-за падения курса рубля резко взлетела рентабельность экспорта с одновременным созданием предпосылок для замещения импорта. Именно тогда знаменитый ныне Андрей Коркунов перешел от импорта итальянских конфет к производству в Подмосковье продукции под брендом имени себя. Именно тогда зародилось нынешнее могущество компании «Вимм-Билль-Данн», которая, благодаря сложившейся к 1999 году конъюнктуре, смогла вытеснить в молочном секторе молоко Parmalat и импортные соки. Именно тогда возникли известные российские водочные гиганты, занявшие место, освободившееся после ухода с рынка астрономически подорожавших Rasputin и «Белого Орла». Дешевые продукты питания отечественного производства не были так жестко привязаны к доллару, как импортная продукция, и в некоторых секторах продовольственного рынка началось реальное замещение импорта. В силу вышеупомянутых причин Россия по-прежнему остро нуждалась практически во всех основных товарах повседневного спроса, но плацдарм отечественными производителями был захвачен.
Дальнейшая стабилизация экономической и внутриполитической ситуации в стране позволила правительству вплотную подойти к вопросам замещения импорта в продовольственном секторе. Рост мировых цен на углеводороды и усиление фискальной политики одновременно с действиями по ее либерализации значительно увеличили поступления в бюджет страны, что позволило осуществить ряд мер по поддержке российских производителей в традиционно проблемных отраслях. Вместе с этим правительство начало использовать и внешнеэкономические рычаги, позволяющие укрепить курс на замещение импорта. Речь идет о заградительных пошлинах (например, на сливочное масло, рис), квотировании ввоза (мясо и птица) или даже полном запрете ввоза определенных продуктов или товарных групп.
Помимо этого в декабре 2003 года вступил в силу закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Наряду с этим законом действует и целый ряд правительственных и региональных программ по поддержке отечественного Агропрома. К ним можно отнести беспроцентные ссуды и льготные кредиты. В 2000 году при непосредственном участии государства даже был создан специальный Россельхозбанк, занимающий ныне четвертое место в России по сумме основных активов. В том же ряду стоит и программа субсидирования государством процентной ставки по целевому кредиту на развитие предприятий пищевой промышленности.
В средствах массовой информации проводится формирование положительного общественного мнения относительно взятого правительством курса на замещение импорта. Так, например, в 2007 году Министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев сказал буквально следующее: «Анализируя ситуацию на рынке, я сделал для себя вывод, что продукция бывает для жизни и для удовольствия. Западная продукция, в том числе и молочная, – для удовольствия, не дающая здоровья нашим гражданам, включая молодежь», – подчеркнул он. Неоднократно отмечался резонансными заявлениями и Главный государственный санитарынй врач Российской Федерации Геннадий Онищенко. Его ведомство, повышая требования к продуктам питания, уже «перешло дорогу» американской курятине и белорусскому молоку.
Таким образом, по сравнению с началом 1990-х годов ситуация на российском продовольственном рынке изменилась кардинальным образом. Однако об успешности замещения импорта товарами российских производителей говорить пока рано. Существует целый комплекс проблем, не решив которые, добиться полного замещения импорта не удастся. Впрочем, по словам В.В. Путина, произнесенным на совещании «О производстве и развитии рынка мяса птицы в Российской Федерации» в январе 2010 года, замещение импорта – не самоцель. Во главе угла стоит качество продукции, поступающей к потребителю. Но проблемы все же решать надо.
Главная трудность заключается в том, что неспособность обеспечить потребности страны собственными силами в некоторых отраслях достигает катастрофических масштабов. Отечественный производитель может удовлетворить спрос товарами надлежащего качества и по конкурентоспособной цене лишь на 60-70% – на рынке мяса птицы, на 45-50% – говядины и свинины, на 35-40% – масла и сыра. Не хватает не только производственных мощностей и современных технологий, но и оборотных средств, и людских ресурсов, и эффективных логистических схем.
Есть и еще одна проблема – качество. Коль скоро наша страна предъявляет повышенные требования к качеству продуктов, ввозимых из-за рубежа, то и отечественный производитель должен соответствовать этим требованиям. К сожалению, это происходит не всегда. В 2007 году Правительство Российской Федерации уведомило всех производителей в пищевой отрасли о грядущем ужесточении требований. Планировалось, что новые нормы вступят в силу с января 2009 года, но кризис внес свои коррективы, и срок перенесли на январь 2010-го. Тем не менее, несмотря на более чем достаточный запас времени, далеко не все предприятия приняли необходимые меры по модернизации производства и повышению качества продукции. В сознании россиян отечественные продукты зачастую проигрывают импортным (особенно, в случае со странами дальнего зарубежья), поэтому поднять стандарты качества до уровня ЕС становится одной из первоочередных задач.
Существует и внешнеэкономический проблемный фактор, препятствующий реализации программы по замещению импорта. Дело в том, что укрепление курса рубля в данном случае не идет на пользу отечественным производителям. Наоборот, именно недавний мировой финансовый кризис и связанное с ним некоторое ослабление российской валюты дали очередной импульс развитию отечественного агропромышленного комплекса. Правительству предстоит решать взаимоисключающие задачи – укрепление национальной валюты и создание благоприятной ситуации для ценообразования национальных операторов рынка. Видимо, снова придется воспользоваться заградительными пошлинами и квотированием.
Не теряют времени даром и иностранные поставщики, и российские импортеры. Лоббирование интересов национальных производителей на самом высоком правительственном уровне – уже давно привычное дело. Существует и еще один способ обойти таможенные преграды: организовать производство в России или выкупить российское предприятие с его последующей модернизацией. Этим активно и занимаются международные корпорации и крупные игроки российского пищевого рынка. Так что о полном замещении импорта в обозримом будущем речи пока не идет.
Автор: Кирилл Куприянов
Материал был опубликован в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» 2010 №07-08