Отец и сын - Юрий и Павел Серебряковы, председатель совета директоров и генеральный директор компании "Славда", - посетили несколько дней назад редакцию "Н". Отвечая на иногда непростые вопросы журналистов газеты, Серебряковы стойко держали семейную "круговую оборону".
Оппозиция - это просто позиция
- Юрий Михайлович, помимо богатого опыта руководящей работы, вы еще и известный политик: работали депутатом и председателем комитета по бюджетной политике в Законодательном Собрании края второго и третьего созывов. Как вы считаете, стала ли политическая обстановка в Приморье более стабильной в последнее время?
Ю.М.: К большому сожалению, многое в лучшую сторону не меняется, особенно во Владивостоке. Жителям надоели войны между мэрами и губернаторами, раздоры и проблемы. Мы надеялись, если придет новый глава города - Владимир Николаев, он найдет общий язык с Дарькиным. К сожалению, не получилось у них работать вместе на общее дело.
- Вы работали в Законодательном Собрании и при Наздратенко, и при Дарькине. С кем из губернаторов было легче работать?
Ю.М.: В ЗС второго созыва было две фракции: одна - оппозиционная к исполнительной власти, другая, куда входил и я, - выступавшая за конструктивную работу. Далеко не всегда мы принимали такие законы, которые хотел губернатор, часто шли вразрез с его желаниями. Поначалу Евгений Иванович к депутатам не прислушивался, игнорировал законодательную власть. Затем позицию свою изменил, стал приходить к нам, разговаривать, убеждать. Шел диалог.
Сергей Михайлович принес в Законодательное Собрание иной подход. Часть депутатов была краевой властью прямо или исподволь "мотивирована" - так, чтобы они поддерживали решения, выгодные "белому дому".
Было сложно, но нам все же удалось организовать в третьем созыве краевого парламента ту монолитную группу депутатов, которая смогла проводить независимую политику, к этой группе относились председатели всех комитетов. Председателями всех комитетов были "наши". Впервые за историю Законодательного Собрания края его спикером все пять лет был один человек - Сергей Сопчук. И он был очень хорошим председателем.
- Что можно сказать про нынешний состав Законодательного Собрания?
Ю.М.: За счет партийных списков в новый состав ЗС ПК краевая администрация провела максимальное количество устраивающих ее людей. Сейчас никакой реальной оппозиции исполнительной власти в приморском парламенте нет. Есть депутаты, высказывающие свое недовольство какими-то отдельными движениями исполнительной власти, и не более того.
- То есть в прежнем созыве парламента все же была реальная оппозиция исполнительной власти?
Ю.М.: Что такое оппозиция? Если она конструктивная - чем это плохо? За девять лет мы, депутаты, увеличили финансирование сельских программ края в пять раз! В рамках финансирования села появилась, допустим, программа "Сельское жилье", которую написал, защитил перед коллегами, ввел в краевой бюджет депутат Сергей Сидоренко. Хотя называется программа, между прочим, "губернаторской". Вот пример того, как депутат-оппозиционер работает на благо края и помогает тому же главе Приморья!
- Есть у вас желание вернуться в политику?
Ю.М.: Если честно - я устал... Ушел из депутатов, так хорошо стало: и в жизни, и на душе... В нашем крае вообще жить и работать непросто, а в нынешнем Законодательном Собрании, мне кажется, я бы просто не смог работать. К примеру, есть председатели комитетов (не буду называть имен), которые некомпетентны в профильных вопросах?..
- Тем не менее бюджетный комитет, который возглавляли вы, а сейчас - депутат "Нашего города" Галуст Ахоян, вроде бы справляется... Бюджет-2007 без проволочек приняли...
Ю.М.: Большая часть работы комитета - это его аппарат, а аппарат в бюджетном комитете шикарный: квалифицированный, опытный и профессиональный. Кстати, краевой бюджет депутаты лишь корректируют и принимают, а разрабатывают проект финансисты краевой администрации - это огромная работа, которая не под силу депутатскому корпусу... Спикер нового созыва Виктор Горчаков недавно озвучил: мы, мол, подготовим свой вариант бюджета... Так не бывает. Это огромная работа, которая делается в течение года. Нет в парламенте края ни документов, ни специалистов, которые помогли бы ЗС ПК сверстать самостоятельно краевой бюджет.
- Как оцените сам бюджет текущего года?
- Нормально. Он ведь еще нашим созывом депутатов готовился! Приморью очень сильно повезло с первым вице-губернатором Александром Костенко. Умный, бюджет понимает досконально, надежная правая рука губернатора. Очень толковый специалист.
Фамилия обязывает быть спортивным
- Павел Юрьевич, есть такая поговорка, что сын за отца не отвечает. Тем не менее вы планируете по примеру отца идти в политику?
П.Ю.: Во-первых, отвечаю за отца на все 100 процентов! Фамилия Серебряков накладывает на меня определенную ответственность и даже формирует сценарий жизни. Что касается планов... Они есть. Бизнес не существует отдельно от общества. И любой бизнес обязан быть социально ответственным.
Ю.М.: Хотелось бы, чтобы предприятия, вкладывающие деньги в спорт, социальную сферу, культуру города и края, имели вычеты по налогу на прибыль. Во всех странах мира это работает на благо социально значимых проектов и дел бизнеса. Вложил - освобождаешься от налога.
П.Ю.: Политика - ведь это не демарш от социальной ответственности. Но любая социальная политика связана теснейшим образом с коммерческой деятельностью и затратами. Все, что мы делаем с отцом в социальном ракурсе, делается за счет компании. Детские площадки, поддержка детских домов, футбольных команд...
Ю.М.: Что было неприятно в работе депутата? Потребительское отношение со стороны избирателей. 90 процентов просьб - о помощи: почему детскую площадку поставили через 200 метров, а не рядом с нашим домом? Или: вам не стыдно, что у меня дома не стоит телевизор? Но ведь мы не спонсоры, мы государственные слуги. Не надо делать из депутата только "помогайку".
- Может быть, люди часто просят о помощи потому, что бюджетные деньги идут не в социальную сферу, а на поддержку команды "Луч"?
Ю.М.: Я поддерживаю любой вид спорта, и команды "Луч" и "Спартак-Приморье" в том числе. Хорошо, когда в регионе, городе есть команды мастеров - подрастающему поколению есть с кого пример брать. 300 миллионов рублей на "Луч" - небольшая проблема, если уж собираемся до конца года найти три миллиарда рублей для ликвидации всего бюджетного дефицита. Я уверен, что краевой бюджет будет исполнен на 100 процентов, а "Лучу" грех не помочь...
- Собираетесь ли вы проводить в нынешнем году традиционный уже турнир по теннису на призы "Славды"?
П.Ю.: Да. Притом турнир будет юбилейным, и мы собираемся провести его на очень серьезном уровне.
Ю.М.: Хороший будет турнир. У нас он как проходит? Приезжают со всего Дальнего Востока теннисистки и теннисисты: все друг друга знают не первый год, все погружены только в игру - без обыденных проблем, которые мы берем на себя. Поэтому во время турнира возникает особая игровая атмосфера общения друзей...
Хотим открыть на турнире мастер-класс, провести показательные игры для гостей, земляков. Тем более что турнир показывает пример: вот двое мальчишек из Лесозаводска... Посмотрели на нас год-два, потом сами пришли на корт, теперь так играют в теннис - только держись!..
Перспективы? Самые широкие!
- Юрий Михайлович, как вам удалось построить в эпоху постперестроечной разрухи целый завод по производству минеральных вод?
Ю.М.: Начнем с того, что я очень долго и успешно работал на рыболовецком флоте. Я первый, наверное, в России человек, который с поста начальника производства плавбазы стал начальником производства всего Дальневосточного бассейна, "Дальрыбы", где я отработал целых семь лет.
Когда началась перестройка, я как один из руководителей этого объединения предложил построить шампуневый завод. Никто нигде в мире не возит шампуни на расстояние более трех тысяч километров! Только мы, русские, закупаем его во Франции. А у нас только в "Дальрыбе" тогда 60 тысяч тонн рыбьего жира - основы парфюмерного производства - просто выливалось за борт!.. На коллегии министерства нас поддержали, мы начали строить завод. Но... началась перестройка, развал, ничто никому не нужно. Остался практически один на один со стройкой - ничего, выдюжил... Правда, перестроились и мы - вместо шампуня стали добывать воду. Дело архинужное, кстати, оказалось! Ведь помните, в начале 90-х минералки своей не было у нас вообще, из Китая завозили.
- Каковы перспективы развития предприятия?
П.Ю.: Мы каждый год на 20 процентов прирастаем по объему производства воды и напитков. Будущее - в расширении ассортимента. Хотя уже есть проблема: линейка нашей продукции слишком велика, чтобы разместить ее на полках магазинов. Мы стремимся к тому, чтобы во всех магазинах края были представлены хотя бы самые популярные напитки компании: такие, как "Монастырская", "Дюшес", "Буратино". Сейчас мы покупаем свое торговое оборудование и стремимся к тому, чтобы решать самим: как выставить продукцию в торговой точке, как повернуть лицом к потребителю, как разместить нашу рекламу.
Очень много идей - мы над ними работаем - по производству на "Славде" новых линий напитков, полезных для организма.
- Какова доля "Славды" в объеме потребляемой Приморьем минеральной воды?
П.Ю.: По мощности, по площадям заводов мы сравнимы с самыми известными российскими брендами. Так что нам есть чем гордиться.
Кстати, в феврале 2008 года будет запущен новый завод "Славды". Одна его линия будет выпускать в 2,5 раза больше продукции, чем сейчас делает весь наш завод. Потом будет запущено еще две линии. Новый завод будет эталоном технологичности. Хотя даже нынешняя "Славда" - одно из самых современных производств на всем Дальнем Востоке России.
- Главный критерий популярности торгового бренда - это качество продукции. Нет ли случаев подделки ваших напитков?
П.Ю.: В последнее время не сталкиваемся. Кстати, через месяц мы начнем выпускать нашу продукцию со специальными термоусадочными наклейками, произведенными в Корее. А на новом предприятии у нас предусмотрена дополнительная защита для продукции в виде уникального насадочного колпачка. Будет на лейбле напитка и голограмма качества...
Ю.М.: Я однажды побывал на одном "производстве" в пригороде Владивостока. На полу валяется куча пустых бутылок из-под воды (в том числе нашей), ходят по цеху какие-то "черные" люди, разливают непонятную жидкость. И такому заводу разрешают почему-то работать! Не хочу накаркать, но может дойти до того, что отравят много людей такой водичкой...
Спички-палочки
- Популярная в мировом бизнесе тема - диверсификация производства... Не мечтаете ли вернуться к заводу шампуней?
Ю.М.: Пока нет, но у нас в разработке два интересных проекта. Первый - производство минералки из воды, добытой на морской глубине. В океане на глубине 200 метров есть течения практически пресной воды (впервые об этом узнали советские подводники). Вода идеальная по чистоте. В Японии, кстати, уже есть заводики, которые качают воду с глубины. Это дорогостоящий, но очень выгодный проект. Правда, для России пока настолько необычный, что люди боятся его запускать.
Второй проект нам практически заказан властью. Губернатор Дарькин обратился ко мне с вопросом - что можно будет предпринять при растущем недостатке воды в Приморье? Я изложил, что, по моему мнению, из поверхностных источников: рек, озер, водохранилищ забор осуществлять скоро станет опасно из-за их загрязнения. В качестве питьевой в мире все чаще используется предварительно подготовленная - либо добытая из-под земли артезианская, либо опресненная морская - вода. У нас гигантские запасы морской воды, которую в Японии уже опресняют для нужд целых городов! Завод по опреснению морской воды позволяет получать 50 тысяч тонн питьевой воды в сутки, а весь Владивосток, например, ежедневно потребляет 100 тысяч тонн. Сегодня проект по строительству такого завода кажется фантастикой, но здоровье дороже.
- Вода, конечно, штука важная. Есть ли у "Славды" какие-нибудь другие проекты?
П.Ю.: Надо держать нос по ветру. Хотим наладить в Приморье производство палочек для еды, они очень востребованы во многих азиатских странах. Сейчас Китай выпускает 95% от всех палочек в мире, делаются они - как нетрудно понять - из нашего, часто ворованного, леса. Однако не секрет, что российские пошлины на круглый лес будут сильно повышаться, Китай, соответственно, повысит пошлины на экспорт деревянной продукции... Тут мы и выйдем на мировой рынок. Это выгодно краю, вывозить станем уже не круглый лес, а товар, выгодно и Азии - у нас продукция все же будет подешевле. Вроде мелочь: палочки, зубочистки, спички, ложечки для мороженого, но потребляются эти мелочи миллионами штук в день!
Политику нельзя врать
- Юрий Михайлович, если сын решит идти в политику, поддержите?
Ю.М.: Поддержу. Павел окончил ДВГУ (российско-американский факультет) по специальности "Мировая экономика", недавно получил диплом Российской академии госслужбы при Президенте РФ по специальности "менеджер государственного и муниципального управления", там же окончил аспирантуру на "отлично". Он профессионал в своей сфере. Кому идти во власть, как не ему? Знаю - как отец, как компаньон, как соратник: он честный парень, никогда "на карман" работать не будет. Конечно, управлять компанией, где все годами организовано и отлажено, несложно. В политике будет намного сложнее. Но я уверен: сын не подведет, он справится.
- Павел Юрьевич, как стать лидером?
П.Ю.: Как сказал кто-то из великих: "Нельзя быть всем одновременно первыми". Человек должен родиться руководителем!
Жаль что, в современную российскую политику - это огромная проблема, кстати - идут сейчас не те, кто по духу боец, а те, у кого денег много, те, кто покупает место в парламенте и правительстве.
- Юрий Михайлович, чего нельзя делать в политике?
Ю.М.: Врать, даже для дела. Когда во второй раз избирался в депутаты по Лесозаводску, вообще ничего не обещал! Просто сказал: что делал во время первого созыва, буду продолжать во втором.
- Как отдыхаете от трудов праведных?
П. Ю.: Всей семьей каждые выходные занимаемся горными лыжами. Летом тоже предпочитаем активные виды отдыха, допустим, езду на водном мотоцикле. Сидеть дома по выходным не в нашем характере.
Ю.М.: Люблю охотиться. У компании "Славда" есть собственное охотхозяйство в Кировском районе. Называется "Горное", там 15 тысяч гектаров леса охраняемых угодий. Подкармливаем кабана и копытных, следом за ними в "Горное" и хищник-тигр подтягивается, а значит - живет тайга! Мечтаем соорудить в "Горном" настоящую туристическую базу: чтобы можно было выйти на тропу, зверя увидеть, с природой пообщаться...
Кстати, там у нас и пасека заведена. Из меда мы делаем отличную медовуху, которую несколько лет дегустируют во время международного кинофестиваля Pacific Meridian. Как и воду "Славду" с "Монастырской", между прочим...