ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
на главную | реклама | контакты | помощь | рассылка  

Александр Анфиногенов прокомментировал ряд вопросов касающихся российского рынка безалкогольных напитков

Комментарий директора по маркетингу и стратегическому развитию компании «ОСТ-Аква» Александра Анфиногенова

1. Развитие рынка безалкогольных напитков
2. Проблема качества питьевой воды в России

В т.ч. конкретно следующие вопросы:
1.Антикризисные меры Правительства, состояние потребительского спроса и его влияние на развитие отрасли.
2.Проблема фальсификата на рынке питьевой воды.


Российский безалкогольный рынок находится в стадии роста. Об этом свидетельствует динамика развития последних лет. За 2002-2008 годы производство минеральных и питьевых вод в нашей стране увеличилось более чем в 3 раза, достигнув 399 - 405 млн. дал,  а производство безалкогольных напитков  выросло более чем в 2 раза, до 611 - 618 млн. дал.


В стоимостном выражении на 2009 год объем российского рынка безалкогольных напитков, согласно оценке Eurominitor, составлял около 8,2 млрд. долларов, объем рынка питьевой и минеральной воды колебался от 1,1 до 1,44 млрд. долларов (оценка DISCOVERY Research Group). По оценкам СПБН, ежегодный прирост рынка в среднем  достигал 10%. Рентабельность продаж безалкогольных напитков в докризисные годы лишь возрастала. В 2006-м году она составила 5,1%, в 2007-м — 10%, в 2008-м — 13,1%. Все эксперты отмечают, что потенциал российского рынка очень высок и раскрыт пока далеко не на 100%. 


Российские потребители употребляют значительно меньше безалкогольных напитков и воды, чем европейские. По данным статистики в 2008-2009 гг., лишь 53% жителей России включали их в свой рацион. Объем покупки на одного потребителя составлял около 80 литров. В пересчете на одного жителя России показатели потребления также оставались относительно низкими: 42,7 л на человека в год (по данным РБК). Для сравнения, в Европе и США этот показатель превышает 100 л. Поэтому перспективы роста очевидны.


Конечно, экономический кризис сказался на отрасли. Согласно подсчетам РБК, по итогам 2009 г. снижение производства минеральной и питьевой воды составило около 5-6% (до 379,6 млн. дал), объем безалкогольного рынка в натуральном выражении сократился на 3-4% –  до 595 млн. дал.


Кризис повлек за собой и сокращение инвестиций, и снижение покупательской способности. Люди стали экономить на газировке, переходить на более дешевые напитки или просто чаще пить водопроводную воду вместо бутилированной. Потребительский спрос, по некоторым оценкам, упал на 2-3%.
Согласно прогнозам МЭРТ, реальные доходы за последующие четыре года (с 2009 по 2012 гг.) вырастут всего на 1,3% против 47,2% в предыдущие четыре года. Поэтому 2009-2010 годы могут стать временем серьезных испытаний для безалкогольного рынка. В целом, до 2013 года аналитики предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.


Сейчас производители безалкогольных напитков с большой надеждой ждут результатов сезонных продаж… И некоторые  поводы для оптимизма есть.


Уже в начале года по экономическим показателям можно была заметить признаки замедления спада на рынке напитков. Даже в кризис в  некоторых сегментах – например, энергетических напитков, холодного чая и кофе, кваса, а также функциональных напитков - наблюдался рост.


Мода на здоровый образ жизни оказывает значительное влияние на  российского потребителя, и, по сути, определяет развитие отечественного безалкогольного рынка. Культ молодости, привлекательности стимулирует спрос на продукты, позволяющие поддерживать хорошее самочувствие и форму. Потребитель хочет  видеть не только естественное происхождение, натуральность продукта, но и получать практическую пользу.


К примеру, рост популярности так называемых «функциональных напитков» (с оздоравливающими компонентами), за последние пять лет стал рекордным по всему миру. Компания «ОСТ-Аква» первой на российском безалкогольном рынке стала формировать этот сегмент. Сейчас  в нашем портфеле более 10 функциональных продуктов - продуктов,  с добавленной пользой - в составе которых витамины, минеральные вещества, растительные настои и экстракты. Эти напитки востребованы, они позволяют значительно повысить качество жизни современного человека.


Функциональной сегодня становится и питьевая вода. На сегодняшний день статистика потребления воды, дополнительно обогащенной микроэлементами, составляет 0,6 л в год на человека, причем около 83 % приходится на США, Германию и Японию. Насколько быстрыми могут быть темпы роста в данном сегменте, демонстрирует рынок Чехии. С 2006 по 2009 гг. показатели потребления подобных продуктов выросли с 2 до 6 л на человека. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок воды в упаковке продолжил свой рост и в экономически сложное время.


Вода сегодня, безусловно, является выгодным товаром, и с каждым годом ее цена будет только расти.
Поэтому очень важно сегодня создать грамотную законодательную базу (технические регламенты, ГОСТы и т.д.), которая была бы ориентирована на соблюдение интересов потребителей и поддержку производителей, стимулировала производство качественной доступной воды, а не фальсификата, способствовала разумному использованию природных богатств, их сохранению, а не безоглядному разбазариванию.


По некоторым оценкам поддельной является до 30% воды, поступающей в розницу. Условия рынка таковы, что проще и выгоднее разлить в бутылки обыкновенную воду, наклеить красивые этикетки, добавить иностранное название - и продавать. Производить качественную питьевую и минеральную воду невыгодно. Причина здесь в несбалансированном законодательстве, недостаточной эффективности системы контроля, отсутствии адекватных мер наказания за производство и распространение некачественного продукта. Это одна проблема.


Еще одна проблема – в отсутствии классификации вод, соответствующей реалиям рынка. Современные технологии позволяют сегодня воду практически из любого источника привести в соответствие заданному минеральному составу. Мы  пьем воду из-под крана и платим за нее, как за минеральную. В мире, например, уже давно существует четкое разделение вод на природные и обработанные. Природная и обработанная вода различаются примерно также, как натуральное молоко и молочный напиток. Хорошо, что теперь эта разница подробно описана в техническом регламенте, и мы  знаем, за что платим в итоге. Настало время и на рынке воды навести порядок, чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Необходимо  не только закрепить требования к качеству воды, но и к технологиям, производственным процессам ее изготовления.
Необходим также новый ГОСТ на минеральную воду, который сейчас рассматривается. Может ли, например, называться "Ессентуками", "Нарзаном" и другими раскрученными брендами вода, добытая не из одноименных месторождений?


Наша позиция, как производителя безалкогольных напитков, питьевых и минеральных вод, здесь совершенно четкая. Информация,  вынесенная на этикетку,  должна  полно и достоверно информировать покупателя о продукте. Здесь не может быть вариантов. В  европейском законодательстве, на которое мы сегодня стремимся ориентироваться в пищевой промышленности,  существует такое понятие, как «наименование по месту происхождения». Например, в соответствии с французским законодательством,  коньяком  может называться  спиртной  напиток,  произведенный  методом двойной дистилляции сухого вина в строго определенном регионе  Франции, центром которого является город  Коньяк. То же самое касается шампанских вин. Минеральной водой S.Pellegrino может называться только вода, добытая из конкретного источника в  Итальянских Альпах.


Существуют правила цивилизованного рынка, которые защищают потребителя от недобросовестных предпринимателей, безосновательно использующих популярное название для продвижения своей продукции. Если вода добывается из источника N, она должна называться N-cкой, а не какой-нибудь другой. Сегодня на российском рынке нет таких правил.
И, наконец, наверное, самая главная проблема – поддержка российских компаний-производителей. Сегодня крупнейшими игроками на безалкогольном рынке являются международные концерны. По данным компании «Nielsen Россия», отечественные производители занимают не более 15% натурального и 10% стоимостного объема отрасли.


Международные компании приобретают также соковые активы, что фактически увеличивает их доли на рынке коммерческих напитков. Мы считаем, что сложившаяся ситуация угрожает национальной безопасности. Получается, что сегодня подавляющая часть населения России употребляет коммерческие напитки, произведенные зарубежными компаниями. Достаточно осознать масштабы этого явления, чтобы понять, насколько положение серьезно. Мы хотим привлечь внимание к этой проблеме, и говорим о том, что сегодня нужно создать новую систему государственной поддержки отрасли.


 Это не только кредитные инструменты, но и государственные гарантии, реструктуризация налоговой задолженности, снижение НДС, государственный заказ, меры таможенно-тарифной политики.

ИА "WaterMarket.ru - Электронный рынок питьевой воды и безалкогольных напитков", 28-04-2010

Хотите получать интересные статьи и свежие новости рынка? Подпишитесь на рассылку
Администрация сайта не несёт ответственности за комментарии третьих лиц к статьям, размещённым на ресурсе.
Администрация сайта оставляет за собой правой удалить комментарий без объяснения причин.

Комментарий:

Ваше имя:

Код на картинке:



<< Вернуться к списку статей

[30-09-2021] В Псковской области Россельхознадзор запретил вывоз 5 собак, следующих из Республики Беларусь
[28-09-2021] Северо-Западное межрегиональное управление Россельхознадзора напоминает основные правила профилактики бешенства
[27-09-2021] 21 тонна клюквы отправилась на экспорт из Ленинградской области в Литву
[22-09-2021] В деревне Долосцы, расположенной на российско-белорусском участке государственной границы РФ в Псковской области, должностным лицом Управления Россельхознадзора осуществлен ветеринарный контроль 14 то
[21-09-2021] В Псковской области 14 тонн форели «не доплыли» до московского получателя из-за выявленных Управлением Россельхознадзора нарушений
[17-09-2021] Более 1000 кенийских роз и голландских гвоздик будут уничтожены в Псковской области
[16-09-2021] Свыше 110 тыс. тонн плодоовощной продукции ввезено через Псковскую область с начала года под контролем Управления Россельхознадзора
[15-09-2021] В Псковской области почти полтонны белорусского картофеля, тыквы и кукурузы не допущены к ввозу Управлением Россельхознадзора на территорию Российской Федерации
[14-09-2021] Перевозимые с многочисленными нарушениями 8,5 тонн белорусской говядины возвращены Управлением Россельхознадзора отправителям
[14-09-2021] С начала года должностные лица Северо-Западного межрегионального Управления Россельхознадзора осуществили ветеринарный контроль 130 тыс. тонн продукции животного происхождения
26 Ноябрь, 6:52
Вход для клиентов:


Поиск по сайту:
Ближайшие выставки: