На закрытом совещании в Ессентуках администрация района Кавминводы Ставропольского края и представители Минсельхоза РФ обсудили вопрос создания специального ГОСТа на лечебную минеральную воду. Если новый стандарт будет принят в том виде, в котором его предложил разработчик - Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, многочисленные производители не смогут использовать название «Ессентуки» для минеральной воды, добытой не из скважин Ессентуков. Эксперты считают, что это повлечет за собой монополизацию брэнда компанией «Вимм-Биль-Дан», которой принадлежат две из трех имеющихся в городе скважин.
Как рассказали „Ъ" в пресс-службе администрации Кавказских Минеральных вод Ставропольского края, на закрытом совещании в Ессентуках представители региона и Минсельхоза РФ рассмотрели проект национального стандарта «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия», который был разработан Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. Центральным вопросом стало обсуждение нормативов для минеральной воды «Ессентуки».
«Ессентуки» - известная отечественная минеральная вода, которую в зависимости от солевого состава и минерализации обозначают номерами 2, 4, 17 и 20. Крупнейший производитель - компания «Вимм-Биль-Дан», которая занимает почти 60% рынка и производит 12 млн полулитров в год. Производство «Ессентуков» также официально осуществляют еще около 15 сравнительно небольших компаний, среди которых наиболее известны ЗАО «Рокадовские минеральные воды» (предприятие получило права на добычу воды из скважин Нагутского месторождения и производит «Ессентуки» №17 и №20 ), ООО «Ессентукский пивзавод», ООО «КМВ+», занимающие 35% рынка. Кроме того, ряд компаний в Москве и Петербурге изготавливают искусственные аналоги натуральных «Ессентуков» (около 5% рынка). По данным УК «ФИНАМ», объем российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в денежном выражении составляет около $2 млрд, из которых $200 млн приходится на брэнд «Ессентуки». Как подсчитали в исследовательской компании КОМКОН, по объему продаж за первый квартал 2009 года «Ессентуки» занимает третье место в России (24,8%) после Aqua Minerale (43,6%) и BonAqua (32,5%). В ЮФО на долю «Ессентуков» приходится 30% продаж минеральной воды.
Как пояснил заместитель руководителя администрации КМВ Михаил Бондаренко, необходимость разработки нового регламентирующего документа продиктована тем, что за последние 20 лет в окрестностях Ессентуков открыто много новых источников минеральных вод, в том числе самое крупное Нагутское месторождение (3 тыс. тонн воды в сутки), воды которого имеют все основания для включения в ГОСТ.
Однако в представленный проект национального стандарта Нагутское не попало. Напротив, согласно ему, настоящей минеральной водой «Ессентуки» предложено считать только воду, добытую в расположенных на территории города скважинах, известных с советских времен.
Самыми горячими сторонниками введения нового ГОСТа оказались присутствовавшие на совещании представители «Вимм-Биль-Дан». В компании утверждают, что он выгоден в первую очередь потребителю. «Недобросовестные производители не смогут вводить покупателя в заблуждение некорректной надписью на этикетке. Если новый ГОСТ вступит в действие, общество избавится от множества мелких предпринимателей, которые неправомерно называют несходную по химическому составу воду из Нагутского месторождения „Ессентуками"», - сказали в пресс-службе ВБД.
Опрошенные „Ъ" аналитики считают, что принятие ГОСТа необходимо для защиты потребителя от недобросовестных предпринимателей, безосновательно использующих популярное название при продвижении своей продукции. «Если по новым стандартам нашему предприятию не запретят возить воду, добытую из скважин в Ессентуках для розлива на завод в Буденновск, я только „за", так как все требования мы соблюдаем сполна», - говорит гендиректор ООО «КМВ+» Валерий Ничик.
«В Ессентуках расположены всего три скважины, не считая Нагутской. Две из них с дебетом 200 тонн воды в сутки принадлежит „Вимм-Билль-Данн". Поэтому не удивительно, что его представители являются сторонниками введения нового ГОСТа. Ведь это по существу позволит компании практически полностью монополизировать брэнд», - заявил „Ъ" на условиях анонимности руководитель одной из небольших компаний, занимающихся розливом минеральной воды в городе.
По итогам совещания директор департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза РФ Кирилл Колончин принял решение создать рабочую группу из числа всех заинтересованных лиц, которая с понедельника приступит к анализу высказанных в ходе обсуждения мнений.
Впрочем, как отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, марка «Ессентуки» не подлежит правовой охране, так как в названии используется географический объект. «Таким образом, пока, по закону, любое предприятие, располагающееся в этом районе КМВ, имеет право производить продукцию под таким брэндом», - сказал эксперт.