С 1 мая перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, пополняется соками и безалкогольными напитками. Их приобретение, хранение, транспортировка и реализация без соответствующих марок будет запрещена. По информации «БДГ», белорусские производители и импортеры успели подготовиться к этой мере и закупить необходимое количество марок и оклеивающих линий. Проблемы возникают с партиями «неоклеенных» импортных соков и напитков, поступивших в розницу, но не распроданных до 1 мая. Торговые сети возвращают их импортерам.
По мнению участников рынка, такой круговорот может привести к тому, что в течение ближайшего времени в продаже будут отсутствовать или присутствовать в недостаточном количестве некоторые марки и наименования соков, нектаров и других безалкогольных напитков. По прогнозам экспертов, ситуация в розничной торговле должна полностью нормализоваться в течение месяца.
Постановление Совмина №1508, которым был изменен перечень товаров, подлежащих маркировке, было принято еще 13 октября 2008 года. «В целом и производители, и импортеры успели приобрести контрольные знаки и линии для оклейки тары. На начальном этапе возникали сложности - компании обращались за знаками, а им говорили, что марки еще не готовы. Сейчас, насколько мне известно, контрольные знаки напечатаны в достаточном количестве»,- отметил в интервью «БДГ» ведущий аналитик одной из компаний, занимающихся импортом соков и безалкогольных напитков.
По его словам, увеличение стоимости напитков в связи с введением маркировки будет незначительным: 1 марка независимо от литража стоит около 30 рублей, плюс накрутка розницы. Кроме того, в себестоимость продукции, вероятно, будет включена стоимость оклеивающих линий. Однако производители могут сократить расходы за счет использования линий, которые уже применяются для наклеивания, например, стикеров.
Механизм получения марок несложен. Как сообщили в пресс-службе Министерства по налогам и сборам, «порядок получения контрольных знаков носит уведомительный принцип. Производителями знаки приобретаются до производства товаров, а импортерами - до их ввоза в республику».
Между тем, игроков рынка настораживают не столько проблемы, связанные с получением и наклейкой контрольных марок (по утверждению собеседников, они носят исключительно технический характер), сколько причины, по которым соки и напитки нужно маркировать.
Формально маркировка вводится «в целях усиления контроля за оборотом отдельных групп товаров». Но в отличие от рынка алкогольных напитков или бытовой химии, где контрольные знаки способствуют сокращению «серого» импорта и нелегальных продаж, доля «серого» сегмента на рынке соков, по утверждению игроков рынка, «равна нулю». В беседе с корреспондентом «БДГ» представитель одной из компаний-импортеров высказал мнение, что таким образом государство пытается проанализировать основные параметры рынка (прежде всего, откуда и в каком объеме импортируются соки), чтобы принять меры по сокращению импорта и увеличению производства соков и сокосодержащих напитков внутри страны. «Отследить игроков проще, когда от каждого из производителей и импортеров поступают заказы на марки. Ходят слухи, что государство может увеличить ввозные пошлины и на соки»,- рассказал собеседник.
По данным на середину 2008 года, 60% соков, продаваемых в Беларуси, были импортными. Однако правительство поставило задачу наладить в стране импортозамещающие производства. В прошлом году в Бобруйске ИП «Старая крепость» (принадлежит Detroit Belarus Juice Company, которая в свою очередь учреждена группой компаний Detroit Investments и Международной финансовой корпорацией) открыла завод по производству соков мощностью 70 млн. литров в год. В реализацию инвестиционного проекта было вложено 20 млн. долларов. Сейчас компания активно продвигает на рынке бренд «Сочный фрукт». По замыслу правительства, в ближайшие 3-4 года в стране должно быть построено 20 подобных заводов, которые реализуют программу импортозамещения в соковой отрасли.