Начнем с того, что гунфу - это китайское понятие, условно переводимое как мастерство. Соответственно, гунфу ча - мастерство чая. Постигать азы этого самого мастерства и московских понятий мы начали с порога одного из столичных чайных клубов. И теперь излагаем рецепт гунфу ча «по-московски».
Перед входом в каждое новое заведение мы имеем хорошую привычку абстрагироваться от увиденного ранее, потому восприятие наше чисто, а помыслы понятны: хотим все знать.
...Разуваемся. Мимо поющих, пьющих, понимающих и поясняющих проходим. Находим и себе место в этом обществе, «не терпящем суеты». Отключаем мобильные. Определяемся с выбором. Ждем.
Ждем не просто чай, а историю. Ждем посвящения. Но церемония «по-московски» и по сюжету, и по сценарию больше смахивает на очередной удачный кинопроект Владимира Машкова «Давай сделаем это по-быстрому». Уже через пять минут мастер-класса ведущий мастер высококлассно низко откланялся, тактично напомнив, что краткость - сестра таланта. Да и задача, собственно, выполнена: вот, мол, вам чаху, чахэ, чабань и термос с кипятком. А мне на вас апчхи, меня за ширмой новые гости ждут. Гунфу ча пришлось познавать по принципу самообслуживания. Без гуру и без ансамбля.
А вот если бы дело случилось в Китае, нас, поди, умыли бы, косметику с женщин сняли и зубы почистить попросили. И объяснили бы все тем, что к чаю нужно приходить такими, как есть - без шума и пыли, без суеты и мышиной беготни.
Дело в том, что, всматриваясь в чай, человек видит свое отражение, а вдыхая аромат сухого чайного листа - «чувствует тепло своей энергии, которое отдает ему чай». Гунфу ча по тайваньскому типу предусматривает кипение воды на открытом огне, поэтому при проведении данного действа рядом с подносом (чабань), инструментами (чацзюй) и чайными парами (вэнсянбэй и пинминбэй) располагается горелка для кипячения воды и спиртовка для поддержания
температуры в чайнике.
Фото 1, 2. Пока вода кипит, гости не дремлют - берут в руки чахэ - коробочку для ознакомления с чаем, подносят к лицу, вдыхают-выдыхают и, перевернув проймой к себе, передают дальше.
Фото 3. Нам вода была принесена в термосе, так что процесс был сокращен и начался с разогрева - омовения кипятком всей посуды, стоящей на специальном
подносе с поддоном: попадая в холод, чай может закрыться, а его ароматы - спрятаться.
Фото 4. Если разливать чай из чайника, в котором находится заварка, в первой чашке окажется
слабоокрашенная вода, а в последней - дубильный настой. Поэтому в китайской церемонии используется фарфоровая гайвань - чашечка с крышечкой, куда из чахэ пересыпается лист, а затем заливается кипятком.
Фото 5. Спустя буквально несколько секунд настой из гайвани переливается в чахай - сосуд, напоминающий молочник и называющийся «море чая»: как и множество разных рек, попадая в море, становятся одинаковыми, чай из чахай будет для всех равным. На Тайвани этот сосуд называется чашей справедливости. Мы же справедливости ради наполним свои чаши. Чаепитие только начинается...
Повторять процедуру можно много раз: лист снова заливается водой, настой из гайвани - в чахай и снова по чашам. С каждым разом напиток будет все ярче, а жизнь - прекраснее. Хотя, если по китайской традиции чай пьют для того, чтобы попасть в такт с волнами времени и пространства, в московском ритме жизни безумным чаепитием может стать даже китайская чайная церемония...