Покупая в магазине пакет с соком, мы не всегда задумываемся о том, что приобретаем на самом деле. Яркая упаковка, название "сок 100%" - а что внутри? Информация об этом, как правило, бывает очень скудная. А иногда отсутствует вовсе. Устранить подобную несправедливость призван техрегламент на фруктовые и овощные соки. В среду этот документ во втором чтении приняла Госдума.
Начнем с приятного. Техрегламент, пришедший на замену ГОСТу, обязывает производителей честно рассказывать о том, из чего произведен напиток, носящий гордое звание сока, морса или нектара. Ведь сегодня как получается: полки магазинов завалены "натуральными" соками, хотя на самом деле их натуральность весьма сомнительная.
Дело в том, что практически все соки, продающиеся на нашем рынке, - восстановленные. Их делают из концентрата, который, в свою очередь, получается путем выпаривания влаги из настоящего натурального сока. А покупатель, видя на прилавке упаковку с надписью "сок 100%", думает, что это какой-то фреш.
Техрегламент частично устраняет это недоразумение. Теперь производитель будет обязан информировать потребителей о том, каким образом получен напиток. Также он должен будет сообщать, имеются ли в соке какие-либо добавки, например, сахар.
Все это, конечно, хорошо. Но есть в "соковом" техрегламенте и существенные минусы.
- Представители соковой индустрии настаивали, что на упаковке может быть надпись - сок можно пить с рождения. Мы выступили категорически против этой нормы техрегламента и потребовали, чтобы это положение было приведено с требованиями Всемирной организации здравоохранения, которая установила - до 6 месяцев младенцы должны получать либо материнское молоко, либо специальную смесь, - рассказал "Известиям" председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Тем не менее производителям удалось одержать частичную победу. Последняя версия техрегламента разрешает изготовителям указывать, что сок можно пить с 3 месяцев.
Ситуация осложняется еще и тем, что рынок детского питания в России растет ежегодно на треть. При этом число матерей, кормящих грудью, составляет в стране 30% (в развитых странах - 60-70%).
- Прежде всего это происходит потому, что на матерей вываливается колоссальный объем "соковой" рекламы, которой наши потребители, к сожалению, доверяют, - констатирует Янин.