Самовар... Ничего более русского, казалось бы, невозможно и представить. Самовар некогда был украшением каждой деревенской избы, каждого городского дома, его гордостью.
И все же самовар - не чисто национальное изобретение. История русского самовара насчитывает всего около двух с половиной столетий. Он появился на Руси во времена Петра I, который привез первый самовар из Голландии. Первый документ, в котором упоминается русский самовар, относится к 1746 году. Где и когда появился первый самовар с точностью сказать невозможно. Но достоверно, что к концу XVIII века вполне сложилось устройство самовара, принципы работы которого остаются неизменными и по сей день.
Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съемными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые.
Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Все это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа.
Вначале самовары изготавливались из меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешевые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы же самоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов. К изготовлению самоваров привлекались известные художники и скульпторы. На крышках ставили клейма, разработанные каждой фабрикой. Эти клейма были товарными знаками, которые сохранялись на протяжении всей истории существования фабрик. Позднее эти фирменные знаки стали дополняться изображением медалей с выставок, в которых участвовали самоварные фабрики. "Самовар с медалями" можно увидеть на картинах многих русских художников. Изготовлением сувенирных самоваров занималась и знаменитая ювелирная фирма Фаберже.
...Самовар вскипел - надо чай подавать. Добрые хозяюшки подают его на подносе расписном, в красивых чашках с блюдцами.
Искусство росписи подносов - традиционное для уральского края. Лаковая живопись по металлу - явление уникальное, возникшее еще в середине XVII века в Нижнем Тагиле, на демидовских заводах. Настоящая известность к уральскому подносу пришла с изобретением особого "хрустального" лака, который не темнел со временем и не коробился. Именно тогда лакировальное дело достигло поистине европейского уровня. Традиции уральской росписи развивались в двух основных руслах: так называемая сюжетная живопись и цветочная роспись.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присуще богатство красок, чистота и изящество в обработке цветов, утонченная вязь орнаментов, изысканная законченность композиции.
Ныне самовары и подносы стали частью множества коллекций антиквариата. Немало любителей старины есть и в Екатеринбурге.