Беларусь обладает обширными запасами минеральных вод. Всего разведано около 60 крупных источников минеральной воды с общими запасами 15,6 тыс. м3/сут. Сейчас эти источники используются менее, чем на 10%. Кроме того, в Беларуси практически повсеместно пробурены глубоководные скважины. Ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 49,6 млн. м3. Разведано 251 месторождение с общими запасами более 6 млн. м3/сутки. (Разрабатывается 147 месторождений, годовой отбор из которых составляет порядка 3 млн. м3/сутки). Уникальные запасы воды Республики создают хорошие возможности, как для развития санаторно-курортной отрасли, так и для роста объемов промышленного розлива воды для реализации на внутреннем и внешних рынках.
По нашим оценкам, рынок питьевой и минеральной воды Беларуси на сегодняшний день составляет порядка 30 млн. дал. Доля бутилированной воды среди всех безалкогольных напитков составляет до 40% всех продаж, если не учитывать соки. Остальные продажи приходятся на сладкие безалкогольные напитки, в том числе на квас.
В Республике растет потребление всех категорий безалкогольных напитков, но в особенности минеральных и питьевых вод. По нашим оценкам потребление воды в Беларуси сейчас составляет более 30 литров на душу населения (для сравнения, на одного жителя Украины приходится более 40 литров, а в России - порядка 25 литров).
С потреблением растет и внимание потребителя к качеству продукции. Так, весной 2008 года введены более жесткие требования к качеству питьевой бутилированной воды. Документом вводится запрет на хлорирование бутилированной воды (такую воду раньше реализовывали после процедуры дехлорирования). К тому же, Правительство Республики ставит задачи по увеличению экспорта пищевой продукции. Вполне вероятно, что стремление Правительства поправить сальдо внешней торговли улучшит инвестиционный климат в отрасли. Уже сейчас двое из трех лидирующих предприятий - это компании с иностранным капиталом. В любом случае добыча воды в Беларуси становится все более рентабельным бизнесом. А на формирующемся u1088 рынке есть место, как для развития уже существующих брендов, так и для появления новых..
Во всем объеме упакованной воды на рынке питьевые воды занимают около 30%, остальные имеют более высокий уровень минерализации (более 1 г на литр). Потребление воды с низкой минерализацией продолжает расти, так как употребление бутилированной воды становится регулярным. Повышается культура потребления, теперь все больше граждан отказываются от употребления в пищу водопроводной воды. Бутилированная вода рекомендована к употреблению в школах и дошкольных учреждениях и обязательна в детских оздоровительных лагерях, что также повышает лояльность рядового потребителя к бутилированной воде как к продуктовой категории.
В 2007 году было розлито всего порядка 23,3 млн. дал воды, что на 11% больше, чем в 2006 году. Соотношение питьевой и минеральной воды в объеме производства немного иное, чем на рынке. Так, доля питьевой воды в об щем объеме производства Беларуси пока достаточно мала - около 15%, но именно эта категория показывает сверхвысокие темпы роста в последнее время. Так, в 2007 году, по данным официальной статистики, производство питьевой воды возросло до 3,8 млн. дал или на 64% по сравнению с 2006 годом. Минеральной же воды было розлито на 4% больше - 19,5 млн. дал.
Наиболее активно растет производство юридическими лицами без какой-либо ведомственной подчиненности. Этими предприятиями в 2007 году было произведено 12 млн. дал минеральной и 3,4 млн. дал питьевой воды, рост 7 и 80%, соответственно. Таким образом, они обеспечивают 66% всего производства бутилированных вод, что на 4 п.п. больше, чем в 2006 году. Доля «частников» в производстве минеральной воды составила 61% (+ 1 п.п.), и 89% в питьевой (+ 9 п.п.). Концерном «Белгоспищепром» в 2007 году было произведено 6,5 млн. дал минеральной воды (рост 3%), а другими предприятиями ведомственного подчинения - 7,5 млн. дал (рост 1%)
Можем с уверенностью прогнозировать сохранение и, даже, увеличение темпов роста производства и в текущем году. Так, производство минеральной воды в январефеврале 2008 года уже составило 2,65 млн. дал - что на 16,6% больше, чем за соответствующий период года 2007. За два месяца этого года производство питьевой воды увеличилось на 65,6% до 0,742 млн. дал. Причем, в начале этого года прирост производства наблюдается, как у частных предприятий, так и у предприятий ведомственной подчиненности.
В производстве бутилированной воды две тенденции - бурный рост производства воды с низким уровнем минерализации и увеличение производства предприятиями без ведомственной подчиненности
Бренды и производители
Рынок Беларуси интересен сейчас не столько с точки зрения прибыльности, сколько из-за хорошего потребления, которое не отстает от России и Украины.
Самыми популярными и продаваемыми брендами на рынке являются торговые марки (ТМ) «Дарида», «Минская-4» и «Фрост». Эти три марки формируют около 80% всех продаж воды. При этом, доля мелких производителей стремительно снижается. Одна из причин - ужесточение требований к выпускаемой продукции, которое не оставляет возможности для реализации продукции мелкими предприятиями без инвестиций в обновление линий розлива и очистки.
Проявляют активность на рынке и транснациональные компании. Один из крупнейших заводов ИП «Кока-Кола Бевриджис» в Европе находится под Минском. Компания также является спонсором Национального Олимпийского Комитета. Пепсико же пока не входит в ТОР-10 производителей Беларуси.
Среди национальных производителей, наилучшую динамику роста продаж последние несколько лет показывает ТМ «Минская-4», Эта марка обеспечивает Минскому заводу безалкогольных напитков («МЗБН») первое место на рынке упакованной воды в Беларуси. За «МЗБН» с минимальным отрывом следует СООО «Дарида». Рост продаж этого предприятия состоялся, в том числе благодаря сильной маркетинговой стратегии (учредитель и генеральный директором СООО «Дарида» - Делендик Владимир Викторович, депутат Палаты Представителей Национального собрания Беларуси). На третьем месте - совместное белорусско-российское предприятии «Фрост и К».
Надо отметить, что портфели брендов всех основных производителей достаточно диверсифицированы. Так, «МЗБН» помимо бутилированных вод разливает сладкие безалкогольные напитки, сокосодержащие напитки, холодный чай, сиропы. «Дарида» дополняет водную линейку ароматизированной водой, газированными напитками, холодным чаем и кофе. «Фрост» же концентрирует свои усилия исключительно на водном направлении, которое представлено минеральными и питьевыми водами, в том числе ароматизированной водой.
Десятка ведущих производителей выглядит следующим образом: «МЗБН», «Дарида», «Фрост», «Кока-Кола Интернешнл», «Вейнянский родник», «Санта-Импэкс», «Аква Трайпл», «Рикор Витебск», «ПБГ», «Брест-Пиво» (в порядке убывания рыночных долей, по данным исследовательской компании Nielsen). Эти крупнейшие предприятия занимали 92,7% рынка упакованной воды Беларуси в 2007 году.
Есть и другие оценки распределения сил на рынке. Так, по мнению некоторых u1072 аналитиков и операторов рынка четверка основных производителей минеральной и питьевой воды - «Кока-Кола Интернешнл», «Дарида» «МЗБН» и «Фрост».
Конкуренция на рынке еще недостаточна острая, но имеет свою специфику. Так, в стране определенную силу имеют районные потребительские общества (РАЙПО). По большому счету, эти союзы создают государственную систему дистрибуции. Большинство торговых точек подчиняются одному руководству, которое обязывает их продавать те или иные товары. Таким образом, государственные предприятия получают некоторое преимущество, впрочем, частные производители также налаживают свою дистрибуцию, договариваясь с РАЙПО.
Сегментация рынка
Виды воды
Газированная вода занимает долю рынка в 86% в 2007 году, такое же распределение было и в году 2006 - тогда в розничной торговле 85% бутилированной воды было с газом. Можем предположить, что в скором будущем доля негазированной воды будет возрастать. Так, для сравнения, в России доля негазированной воды составляет 40%, а в Украине 20% в натуральном выражении в 2007 году. На рынке присутствуют различные виды ароматизированной воды. Например, в линейке брендов «Дарида» есть питьевые воды с ароматом клубники, лимона, персика, апельсина. «Фрост» также розливает питьевую воду с добавками аромата клюквы, малины и лимона. Такого вкусового разнообразия нет на остальных рынках СНГ, в частности, в России и Украине. Потребителю также предлагаются воды сегмента функциональных напитков: с добавками йода, селена, витаминов. Всего доля ароматизованной воды в продажах 2007 года составила 4% - и это преимущественно газированная вода среднеценового сегмента.
Упаковка и цена
Что касается сегментации воды по виду упаковки, то, согласно исследованию компании Nielsen, в 2007 году 99,8% объема продаж бутилированной воды приходилось на ПЭТ упаковку. Причем самой распостраненной тарой являются 1,5 л., 2 л. и 1 л. ПЭТ - доли этих видов упаковки составили соответственно 43, 27 и 13%. Крупная тара - 5-6 л. занимает чуть более 7% рынка, а поллитровый ПЭТ - 6%. Доля бутилированной воды продающейся в стекле незначительна и составляет 0,2%. Это, как правило, минеральная вода премиального сегмента.
Половина всей воды продается в низкоценовом сегменте (до 0,5$ за 1 л.), а еще треть в среднеценовом сегменте (0,5-1$ за 1 л.). Премиальной воды на рынке - около 10-15%, эта вода представлена по большей части импортными торговыми марками. Эксперты прогнозируют увеличение доли среднеценового, а затем и премиального сегмента.
Экспорт-импорт
Вода отечественного производства на рынке Беларуси в 2007 году составляла порядка 80%. Крупнейшим импортером воды в страну является Россия. В страну ввозится воды на сумму почти вдвое превышающую ее экспорт.
Правительство в этом году вплотную занялось проблемой наращивания экспортных поставок, в то время как показатели 2007 года были названы неудовлетворительными. «В этом году нам необходимо будет решить сложнейшую задачу: обеспечить сальдо внешнеторгового баланса в размере минус $1,4 млрд. Это очень и очень непростая задача», - говорит Андрей Тур, замминистра экономики Беларуси. Он также сообщил, что в нынешнем году будет разработан ряд нормативных актов, направленных на упрощение процедур проведения внешнеэкономической деятельности, оптимизацию условий внешней торговли и упрощение таможенных процедур. Более того, государство будет доводить до предприятий задания по удельному весу прямых экспортных поставок.
Надо отметить, что в деле повышения экспорта государство уравняло частные и государственные предприятия. «К какому элементу собственности относится предприятие (государственная ли это собственность, или частная, или смешанная) - не важно. Все субъекты хозяйствования, все резиденты Республики Беларуси сегодня с точки зрения интересов государства являются своими, и вы должны понимать, что, когда я говорю о заданиях и прогнозах, это касается каждого из нас в отдельности и всего бизнеса и государства в целом», - сообщил Андрей Тур.
Кроме того, для увеличения экспорта предпринимаются меры, направленные на повышение качества и, как следствие, конкурентоспособности продукции на внешних рынках. Как уже было сказано выше, в начале года были введены новые, более жесткие требования к качеству выпускаемой в стране бутилированной воды. «Мы не должны забывать, что качество продовольствия оценивается по мировым стандартам», - говорит Андрей Тур. С 2008 года в стране начинается новая идеологическая компания по стандартам качества ISO 22000, ведь для выхода на внешний рынок необходим сертификат соответствия международным стандартам.
Уже сейчас крупнейшие компании вплотную занялись вопросом получения всей необходимой документации. В марте 2008 года сертификат соответствия международной системы НАССР* получила совместная беларусско-российская компания «Фрост и К». До этого сертификатом владели только «МЗБН» и СООО «Дарида».
«Получение международного сертификата HACСP дает нам возможность с полной уверенностью заявлять о высоком качестве продукции «Фрост» уже и на международном уровне, - говорит гендиректор СП Владимир Мороз. - Активная работа на внешних рынках является приоритетной задачей предприятия».
СООО «Дарида» получила этот сертификат еще четыре года назад и успешно экспортирует свою продукцию, прежде всего на рынки России и Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Так, в 2007 году доля «Дариды» на литовском рынке была довольно значительна и составила порядка 10%. Компания постоянно расширяет экпортное направление: в 2007 году начала экспорт продукции в Казахстан.
Кроме того, для поставок в страны Евросоюза на бутилированную воду необходимо иметь фитосанитарный сертификат ЕС. В Беларуси его имеют «МЗБН» и «Дарида».
С другой стороны, нельзя отрицать, что уровень развития внешних рынков выше Белорусского и конкурировать в таких условиях будет более, чем сложно. Жанна Гринюк директор Центра системных бизнес-технологий SATIO называет три препятствия для продвижения отечественных компаний на международных рынках: отсутствие информации о внешних рынках, нехватка ресурсов, отсутствие экспортной стратегии. Например, процесс консолидации в той же России идет полным ходом, войти на такой рынок новому небольшому игроку почти невозможно.
Говоря об экспорте в целом, Жанна Гринюк отметила, что конкурировать на глобальном рынке местным предприятиям без консолидации невозможно. Более того, при такой ситуации они постепенно будут уступать позиции и на внутреннем рынке.
Заинтересованность Правительства в увеличении экспорта способствует улучшению инвестиционного климата в отрасли. Пока же эксперты называют его локальным, зависящим от решения регионального, районного управления: сильны, так называемые, региональные лобби. Кроме того, выкупить в собственность действующую или самостоятельно разработанную скважину по существующему законодательству в Беларуси невозможно. Единственное, на что можно рассчитывать - это договор долгосрочной аренды.
Сегодняшняя «экспортная» активность - часть национального проекта Беларуси движущей силой которого является идея вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Насколько реальны эти перспективы покажет время, но принятые меры в любом случае поспособствуют увеличению экспортных поставок, в том числе и бутилированной воды.