ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
на главную | реклама | контакты | помощь | рассылка  

Украинский рынок питьевой воды H.O.D. (Home&Office delivery)

Украинский рынок питьевой воды H.O.D. (Home&Office delivery) находится на стадии становления. Первые компании, которые начали осуществлять доставку питьевой воды в дома и офисы в таре емкостью 18,9 литров, появились в Украине в начале 90-х годов, тогда как подобная услуга, к примеру, в США оказывается уже около ста лет.

 

Проблема с качественной питьевой водой является одной из наиболее актуальных в планетарном масштабе. Жители развитых стран уже давно переходят на фильтрованную или покупную воду, качеству и безопасности которой они могут доверять. По данным международного консалтингового агентства рынка напитков  Zenith International только на Западную Европу и Северную Америку приходится 47% мирового рынка питьевой воды. При этом доля Восточной Европы, куда относится и Украина, составляет всего 6%.

 

Рынки питьевой воды H.O.D. стран североамериканского континента имеют многолетнюю историю развития и сейчас практически полностью насыщены - в США производителями питьевой воды уже освоено около 95% рынка. Рынки Западной Европы относительно молоды - здесь сегмент H.O.D. начал активно развиваться только в конце 80-х годов, всего на 5-6 лет раньше, чем в Украине. Но уже сейчас многие западноевропейские рынки близки к своему насыщению, о чем красноречиво свидетельствует ежегодный прирост рынка всего на 5-6%. Исключением из общих западноевропейских тенденций являются разве что рынки Греции и Испании, которые по темпам развития в прошлом году опережали и Российскую Федерацию, и Украину.

 

Рынок H.O.D. Украины очень перспективен. В прошлом году страна занимала четвертое место на европейском континенте по темпам развития рынка с приростом в 18,5%. По мнению ведущих игроков рынка, подобные темпы роста в ближайшее время сохранятся - так в 2007 году прогнозируется прирост рынка на 18% до 173 млн. литров. Сегодня рынок питьевой воды H.O.D. по динамике развития опережает рынок бутилированных вод Украины, но при этом значительно отстает от сегмента негазированных вод в таре меньше 18,9 литров, который в последнее время развивается стремительными темпами.

 

В настоящий момент в Украине в структуре продаж воды H.O.D. полностью превалируют офисные клиенты. По разным оценкам их доля достигает 80-90%. Это связано, прежде всего, с высокой  платежеспособностью офисных клиентов и их выгодностью с точки зрения транспортных затрат и логистики.

 

В то же время крупные игроки рынка  наравне с офисным активно развивают и домашнее направление. Частные лица более требовательны к качеству оказываемой услуги, но при этом более стабильные и верные клиенты при условии, что их запросы полностью удовлетворяются.

 

Рынок H.O.D. Украины условно можно разделить на рынок городов-миллиоников* и рынок регионов. Основные объемы реализации воды сосредоточены на рынке миллиоников - только в прошлом году их совокупная доля в структуре продаж была около 60%. Такая ситуация вполне закономерна - в миллиониках высокая концентрация потенциальных клиентов - офисов и частных лиц с высоким уровнем доходов, а соответственно и больше возможностей для развития H.O.D.-бизнеса. В то же время некоторые игроки рынка одновременно развивают оба направления. Работа с регионами - это работа на долгосрочную перспективу, пока же основные силы крупных H.O.D.-компаний направлены, прежде всего, на завоевание городов-миллиоников, и в большей степени Киева.

 

*Ссылка

Здесь и далее к городам-миллионикам кроме Киева, Харькова, Донецка, Днепропетровска и Одессы, мы также относим Львов, который демонстрирует схожие тенденции развития с 5 крупнейшими городами Украины.

 

Особое место среди миллиоников занимает Киев. В прошлом году на  город приходилось 39,5% всех продаж рынка H.O.D., что в натуральном выражении составило 58,1 млн. литров воды. Рынок Киева очень интересен как наличием большого количества платежеспособных клиентов, их высокой лояльностью к услуге, так и прибыльностью бизнеса - именно в столице цены на воду самые высокие.

 

В настоящее время по разным оценкам в Украине насчитывается приблизительно 500 компаний, предоставляющих услуги по доставке воды в дома и офисы. Около 50 из них работают на рынке Киева. Но говорить о структурированности рынка еще рано - в  настоящий момент по разным оценкам около 40% рынка контролируется всего 4 компаниями. При этом выделить единоличного лидера рынка пока нельзя. Все крупнейшие производители активно развиваются и увеличивают свое присутствие на рынке.

 

Лидеры говорят...

 

ОАО «Нова»

 

В прошлом году по данным холдинга IDS Group лидерскую позицию с долей рынка в 11,7% удерживало ОАО «Нова», которое наравне с Миргородским и Моршинским заводами минеральных вод и ЗАО «Индустриальные и дистрибуционные системы» («ИДС») входит в состав холдинга. В 2006 году компанией было реализовано 16,3 млн. литров воды, в этом году «Нова» планирует увеличить объемы реализации до 29 млн. литров.

 

В настоящий момент компания на украинском рынке представлена двумя торговыми марками - «Старый Миргород» и «Моршинская». Производство брендов налажено на Миргородском и Моршинском заводах холдинга соответственно. При этом в Моршине завод проекта H.O.D. мощностью 350 бутылей в час был построен с нуля и открыт в мае 2007 года. Здесь было установлено оборудование американской компании Steel Head Corp. Инвестиции в этот проект по данным компании составили 2 млн. грн или около $400 тыс.

 

 В данный момент компания «Нова» является единственным в Украине национальным оператором по доставке воды в офисы и дома. Для покрытия всей территории Украины предприятием создана сеть из 17 собственных филиалов и представительств, заключены договоры о сотрудничестве с 25 дистрибьюторами и дилерами.

 

Рынок Киева

 

Как уже отмечалось ранее, на рынке H.O.D. Украины Киев занимает особое место, поэтому целесообразно произвести оценку позиций основных игроков отдельно на столичном рынке, тем более, что здесь расстановка сил лидеров отличается от всеукраинской. Это связано, прежде всего, с тем, что многие лидеры работают исключительно на столичном рынке и в регионах не представлены.

 

На рынке Киева лидерские позиции оспаривают сразу две компании - ДП «Райське джерело» и компания «Чистая Вода». Совместными усилиями они контролируют по разным оценкам 55-60% рынка. Третью позицию уверенно занимает компания «Субос-Украина» с долей в 20-25% рынка. Ее ближайшие преследователи - ЧП «Водовоз» с ТМ «Живой Источник» и ОАО «Нова» совместно удерживают 11-18% рынка. Доля других производителей составляет  9-15% рынка Киева.

 

Вставка

ООО «Субос-Украина»

ООО «Субос-Украина» в  прошлом году занимало четвертое место на украинском рынке с долей 8,6% и третье место на рынке Киева с долей  20-25%.

 

Предприятие работает на рынке Украины уже более 7 лет и в настоящий момент представлено торговыми марками «Эталон-негазированная» трех видов (классическая, умягченная, глубокой очистки) и «Йодис-Эталон» йодированная.

 

Завод по производству воды компании «Субос-Украина» находится в Киеве. В январе 2007 года было открыто новое производство предприятия, также расположенное в Киеве по улице Выборгской. Новый завод вдвое больше предыдущего и позволяет выпускать 400 двадцатилитровых бутылей в час.

 

В настоящий момент продукция компании реализуется через дилеров в 7 городах Украины. Но основные продажи  все же приходятся на Киев.

 

Отличительной чертой столичного рынка является ожесточенная борьба за клиентов, при этом, по словам крупных игроков рынка, многие небольшие производители далеко не всегда придерживаются норм добросовестной конкуренции. Для борьбы с такими явлениями, а также с целью формирования и дальнейшего развития цивилизованного европейского рынка 30 августа 2007 года в Украине была зарегистрирована Ассоциация «Бутилированные воды Украины». Ее соучредителями стали  крупнейшие производители питьевой воды H.O.D. - ОАО «Нова», ДП «Райське джерело», ООО «Субос-Украина» и компания «Чистая Вода», а также производитель поликарбонатной тары ООО «Грайф Украина» и поставщик тары, оборудования и аксессуаров для производителей бутилированной воды ООО «МОС».

 

Главной целью деятельности Ассоциации является постоянная координация хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем развития специализации и сотрудничества в решении совместных проблем деятельности.

 

При этом перед Ассоциацией стоят следующие задачи:

  • - содействие обеспечению населения Украины качественной бутилированной водой;
  • - формирование цивилизированного рынка бутилированной воды на территории Украины и защиты его от недобросовестной конкуренции; проведение просветительских благотворительных акций и мероприятий, а также разъяснительной работы с потребителями воды;
  • - разработка национальных стандартов и стандартов Ассоциации, организация и проведение сертификации;
  • - содействие реализации государственных и региональных программ в части, которая отвечает сфере деятельности Ассоциации в соответствие с законодательством Украины, и ряд других.

Ассоциация «Бутилированные воды Украины», также как и Союз производителей бутилированных вод России, входит в Европейскую ассоциацию бутилированных вод (EBWA).

 

Ценовой диапазон

 

Осознание важности украинским потребителем качественной питьевой воды для хорошего здоровья и самочувствия с каждым годом растет. Украинцы активно ищут альтернативу водопроводной воде и все чаще обращают внимание на услугу по доставке питьевой воды. В таких условиях доступность этой услуги является очень важным фактором.

 

Украина издавна славилась своими источниками природных питьевых и минеральных вод, поэтому затраты на добычу и производство воды в стране ниже, чем во многих европейских, что непосредственно отображается на стоимости конечного продукта. Сейчас Украина относится к группе стран с низкой стоимостью и низким потреблением покупной питьевой воды, но в будущем ожидается переход страны в группу со средним уровнем потребления при сохранении достаточно низкой стоимости продукции.

 

По словам основных игроков рынка, украинские производители только начинают выходить на реальную экономически обоснованную цену продукции. Однако серьезной проблемой для ведущих производителей являются демпингирующие компании, которые реализуют свою продукцию по ценам ниже рыночных, существенно влияя на ценообразование на рынке.

 

Самая дорогая питьевая вода доставляется столичным потребителям. Цены на воду в Киеве варьируются от 25 до 40 гривен за 18,9-литровую бутыль. В Днепропетровске, Харькове, Донецке бутыль воды потребителю привезут за 16-20 гривен. В зоне аномально низких цен Одессе бутыль воды той же емкости можно купить и за 12 гривен.

 

Средние цены на бутилированную воду в таре емкостью 18,9 л. в городах-миллиониках Украины

Источник: по нашей оценке

 

Перспективы развития рынка

 

Доставка воды в дома и офисы для украинского потребителя уже не новая, но очень перспективная услуга. Безусловно, лучше всех с этой услугой знакомы жители столицы Украины, где H.O.D.-компаниями освоено порядка 60-70% рынка. Однако последнее время H.O.D.-бизнес перестает концентрироваться исключительно в Киеве и постепенно выходит за пределы столицы. По оценкам экспертов в настоящий момент в целом насыщенность украинского рынка H.O.D. не превышает 20-30%.

 

Рынок H.O.D. Украины активно развивается. Ежегодный прирост рынка оценивается в 18-20%. По мнению экспертов, такие темпы роста в ближайшее время сохранятся. Это будет происходить, прежде всего, за счет развития сегмента в регионах, а также за счет роста домашнего потребления.

 

 В настоящий момент на рынке H.O.D. Украины прослеживаются следующие тенденции:

  • - увеличение количества операторов рынка;
  • - развитие домашнего направления;
  • - повышение лояльности населения к сегменту.

Украинский рынок H.O.D. очень интересен крупным международным игрокам. В частности не исключается возможность выхода на рынок страны компании Nestle c ее мировым H.O.D.-брендом водой Pure Life. По примеру России, выход компании на рынок, скорее всего, будет осуществляться за счет покупки уже действующего игрока с готовым сервисом и клиентской базой. Также определенный интерес к рынку проявляет и российский гигант ЗАО «Висма», хорошо известное российскому потребителю благодаря своему главному бренду питьевой воде «Архыз».

Источник: Журнал Аqua-Мercatus
22 Ноябрь, 20:06
Вход для клиентов:


Поиск по сайту:
Ближайшие выставки: