1. Оценка существующего состояния систем питьевого водоснабжения и водоотведения (по данным МПР РФ и Госстроя РФ)
В настоящее время в России насчитывается 1097 городов, 1836 поселков городского типа и 24464 сельских администраций.
В них имеется 12323 коммунальных и 50794 ведомственных водопроводов, из них 1109 и 1144. соответственно, водопроводов с водозабором из поверхностных водных объектов, обеспечивающих подачу 68% всей водопроводной воды городскому населению, главным образом, крупных городов. 11214 - коммунальных и 49650 - ведомственных водопроводов питаются от подземных источников и обеспечивают подачу 32% водопроводной воды.
Водоснабжение сельских населенных пунктов с объемом водопотребления 3,9 км3/год базируется, в основном, на использовании подземных вод - 7,5 млн.м3/сутки или 88 % от общего объема водопотребления. Из поверхностных источников забирается только 1,3 млн. м3 /сутки, или 12 процентов.
Из 152 тыс. сельских населенных пунктов России с населением 39,5 млн. человек, централизованным водоснабжением охвачено 73 тыс. поселений, где проживает 25,4 млн. человек или 64% от общего количества населения.
На большинстве эксплуатируемых централизованных водопроводов вода не соответствует требованиям СанПиНа. Требуется совершенствование реагентной обработки воды, необходима реконструкция станций очистки воды и насосных станций перекачек, отработавших свой амортизационный срок. Свыше 70% водоводов и разводящих сетей находятся в ветхом состоянии.
Системы централизованного водоснабжения (всего 93 тысяч) в сельской местности представлены, в основном, локальными водопроводами. Внутренним водопроводом оборудованы 40% жилого фонда сельских населенных пунктов, канализацией - 30%. Водопользование из водозаборных колонок осуществляют 35% сельских жителей, 25% сельского населения пользуется водой из шахтных и мелкотрубчатых колодцев, открытых водоемов и родников. В отдельных районах используется привозная вода в объеме 130 тыс. м3 /сутки. Из 93 тыс. систем централизованного водоснабжения в сельской местности в восстановлении нуждаются 9,5 тысяч или 11% от общего количества водопроводов, в реконструкции 61,3 тыс. или 66%.
Всего в сельской местности пользуются водой, не соответствующей стандартам качества, 29,5 млн. человек, из них 9,0 млн. человек получают воду не питьевого качества из децентрализованных источников и 20,5 млн. человек - из централизованных систем водоснабжения. Потребление воды, не соответствующей гигиеническим нормативам качества, определяет неблагополучное санитарно-эпидемиологическое состояние многих сельских населенных пунктов России.
Доля проб воды из источников питьевого водоснабжения, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в целом по стране составляет 28,4 % (в том числе поверхностных - 27%); по микробиологическим показателям - 9,1 (21,6%).
Наиболее распространенным показателем низкого качества питьевой воды является повышенное содержание солей, железа, марганца, фтора, йода, селена, стронция.
В Российской Федерации, по официальным данным, каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и связанных с этим отсутствием надлежащих санитарно - бытовых условий.
В течение длительного времени финансирование и реконструкция развития жилищно-коммунального хозяйства вообще, и водопроводно-канализационного хозяйства, в частности, осуществлялось по остаточному принципу.
Установленный Строительными нормами и правилами норматив водопотребления 220-230 л./человека в сутки повсеместно значительно превзойден и с учетом потерь воды его фактическая величина в жилом фонде составляет 380-420 л./чел. в сутки.
Одной из причин такого высокого уровня удельного водопотребления явилось игнорирование важности и значения тарифов на подаваемую воду. Для населения плата за воду не соответствует ее фактической цене.
Во многих городах России эксплуатируются системы централизованного водоснабжения с охватом ими таких потребителей, для которых не требуется вода питьевого качества.
В последние годы, из-за недофинансирования в сфере коммунального хозяйства, происходит опережающий износ существующих сооружений водоподготовки и систем подачи и распределения воды - объем восстановления и обновления трубопроводов составляет 10-12% от реальных потребностей, что ведет к нарастанию протяженности полностью изношенных труб и росту аварийности.
При одновременном ужесточении требований к качеству воды питьевого качества имеет место стабильное ухудшение обеспечения населения большинства городов и поселений РФ питьевой водой.
При этом, порядка 20-30% населения использует индивидуальные фильтры, либо бутылированную воду, либо привозит воду для питьевых целей из имеющихся нецентрализованных источников (родники, колодцы и т.д.).
Следует отметить, что в последние годы в отрасли существенно сократилось централизованное управление. Соответственно, практически прекратилось финансирование региональных программ из федерального бюджета.
2. Цели программы.
Одной из основных задач государства является сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества. При этом безопасность питьевого водоснабжения является одной из главных составляющих безопасности населения. Как следует из предыдущего раздела, ситуация с питьевым водоснабжением в России неблагополучная.
Главной целью Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" является бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения России в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд. При этом методы и средства снабжения населения питьевой водой разрабатываются применительно к региональным особенностям и экономически-финансовым возможностям региона.
Разработку программы нужно проводить с учетом следующих, новых для России факторов:
Изменение ответственности за водоснабжение между регионами и федеральным центром и, соответственно, схем финансирования, появление частных операторов на рынке водоснабжения.
Заметное увеличение доли коттеджной застройки вблизи крупных городов.
Расширяющееся использование альтернативных технологий питьевого водоснабжения, в частности бутилирование воды.
Внедрение новых технологий производства питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, что в десятки раз удорожает ее стоимость.
Стремление России к тесной кооперации с Европейским Союзом, развитие экономики и коммунального хозяйства с учетом европейских требований.
Всё выше сказанное подтверждает актуальность разработки новой Целевой программы обеспечения населения городов и поселений России питьевой водой.
3. Основные принципы разработки федеральной программы.
На сегодняшний день имеется достаточный объем информации по оценке состояния систем водоснабжения городов и поселений РФ. Эта информация имеется в Госстрое РФ, МПР РФ, МЧС РФ, Минздраве РФ и их региональных структурах. На этой основе в последние годы разработан ряд документов и программ, таких как:
"Вода России ХХ1 век", ФЦП "Возрождение Волги", "Обеспечение населения России питьевой водой", "Экология и природные ресурсы", "Жилище", программы социально-экономического развития регионов РФ и др.
Однако большинство этих программ не нашли своей реализации.
Это связано с тем, что традиционная методика составления целевых программ с подробным изложением технических мероприятий для каждого города и поселения, их стоимостной оценки, выведение валовых показателей с целью включения их в государственный бюджет, не подходит для настоящего времени.
Водоснабжение населения, - задача региональных властей, направленная на удовлетворение потребностей населения и обеспечения хозяйственной деятельности в регионе. Поэтому федеральная программа должна определить единую государственную политику и правовую базу водоснабжения России, разработать общие и обязательные для регионов нормативы и схемы водоснабжения. Программа строится на основании следующих принципов:
Максимальный учет географических и геологических свойств, мощности водных бассейнов на территории административного образования.
Сбалансированное развитие системы водоснабжения и промышленности региона.
Соблюдение принципа устойчивого развития, чтобы не истощать водные ресурсы территории.
Гибкая организационно-техническая структура системы водоснабжения, сочетающая централизованное, нецентрализованное и автономное водоснабжение.
4.Совершенствование правовой основы системы водоснабжения.
В данном разделе анализируются правовые основы системы водоснабжения. В бывшем СССР эта задача рассматривалась как одна из приоритетных, разрабатывались, нормативные документы, утверждавшиеся на уровне Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР.
К таким документам относились Основы водного законодательства, Строительные нормы и Правила (СНиП) Государственные стандарты "Вода питьевая", Государственный стандарт "Источники водоснабжения", первая редакция санитарных правил и норм (СанПиН) и многие другие.
В рыночных условиях хозяйствования необходимо прежде всего определить меру ответственности каждого юридического и физического лица за качество и количество подаваемой воды, техническое состояние системы, ее воздействие на окружающую среду. Эти документы должны разрабатываться на основе Гражданского кодекса, Закона о техническом регламенте, законов о местном самоуправлении, Закона о защите прав потребителя. Необходимо провести анализ их полноты во всех возможных ситуациях в области водоснабжения и, в случае необходимости, сформулировать требования к разработке дополнительных правовых документов.
Представляется целесообразным в рамках государственной политики в области водоснабжения более четкое разграничение функций госструктур и введение более жесткой ответственности, в перспективе с переходом на персональную.
Программа декларирует необходимость совершенствования нормативно-правовых отношений и нормативно-правовой базы в водоснабжении в России. Она должна быть доработана с учетом новых форм собственности и содержать законы о водоснабжении, правила сертификации товаров и услуг, формы ответственности производителей и получателей услуги, нормативные акты, регламентирующие взаимоотношения Водоканалов, управляющих компаний и жителей. Должны быть также проанализированы нормативные акты в области измерения и учета количества и качества подаваемой и очищенной сточной воды, правила использования водопроводной воды для общегородских целей жизнедеятельности и т. п. л,
К главным недостаткам существующих нормативно-правовых отношений можно отнести следующие:
недостаток (зачастую отсутствие) юридической и финансовой самостоятельности муниципальных Водоканалов. и, как следствие, излишний уровень политического вмешательства со стороны муниципалитетов в эксплуатационную и финансово-экономическую деятельность обслуживающих организаций, в вопросы перспективного планирования. Наиболее характерный пример - запрещение отключения воды в случае несвоевременной оплаты, введение нереальных тарифов;
отсутствие действующих механизмов ответственности Водоканалов за качество услуг и потребителей воды за своевременную оплату услуг;
отсутствие законодательно закрепленной ответственности владельцев сооружений (муниципалитетов) за их состояние;
низкая эффективность государственного регулирования, вызванная недостатками принятой системы нормирования и контроля. Ответственность за качество питьевой воды должны нести в первую очередь владельцы сооружений, т.е. муниципалитеты.
Существующая правовая база ставит предприятия ВКХ в невыполнимые с точки зрения реальной экономики условия. С одной стороны, в части покрытия собственных расходов они вынуждены жить по законам рыночных отношений. С другой стороны, оказывать свои услуги потребителям они должны на принципах, характерных для социалистической экономики, выступая в роли кредиторов не только населения и бюджета, но и многих промышленных предприятий.
5. Основные направления финансового оздоровления.
Восстановление или модернизация систем водоснабжения, - дорогое мероприятие, общая стоимость которого в программе "Вода 21 век" оценивалась в 650 млрд.рублей, или 65 млрд. рублей ежегодно. Выделение таких сумм из федерального бюджета нецелесообразно в силу принятого распределения обязанностей между федеральным и региональными центрами и трудоемкостью контроля за расходованием средств из федерального центра.
Традиционными для Российской Федерации источниками финансирования систем коммунального хозяйства являются:
федеральный бюджет;
бюджет субъекта федерации (областной, местный бюджет);
Собственные средства предприятий эксплуатационных организаций и владельцев сооружений, в том числе негосударственных организаций.
По сложившейся российской практике чаще всего средства привлекаются на безвозмездной основе в форме субсидий из федерального или регионального бюджетов.
В настоящее время объемы финансирования из данных источников покрывают не более 20% от реальных потребностей.
В большинстве стран с рыночной экономикой основные расходы на строительство, эксплуатацию и развитие систем водоснабжения несут потребители услуг, оплачивая их по оправданным тарифам.
Для реализации Программы в принципе могут быть выделены четыре источника финансирования: потребители, частные финансовые институты, международные финансовые институты и бюджет.
В программе проведен сравнительный анализ и разработаны основные варианты финансирования работ по модернизации систем водоснабжения.
Стратегически основным источником финансирования являются платежи населения при условии, что в регионе введены реальные тарифы, включающие инвестиционную составляющую. По расчетам для Москвы, тарифы должны возрасти в несколько раз, поэтому в программе проведен анализ перспектив внедрения дифференцированных тарифов для различных групп населения, подобно тому, как это было сделано в России конца 19 века.
Другим направлением финансового оздоровления является использование заемных средств. В программе анализируются условия и целесообразность прямого кредитования для различных типов городов России, а также способы косвенного кредитования, например, по системе ВООТ.
В Москве для решения экологических задач хорошо зарекомендовал себя Целевой бюджетный территориальный экологический фонд, составленный из отчислений от предприятий и бюджетных средств.
Проводится также анализ таких методов привлечения инвесторов, как налоговые льготы, льготы по арендной плате на землю, иные объекты недвижимости.
Наконец, в программе рассмотрены финансовые аспекты акционирования Водоканалов, передача их в аренду, сдача в концессию и т.д.
Наиболее эффективным вариантом финансирования различных проектов является привлечение банковских долгосрочных кредитов, а также средств частных компаний и вкладчиков.
Основным преимуществом кредитного финансирования являются:
возможность быстрого получения средств и выполнения работ с достижением конечного результата,
возмещение затрат начинается после того, как результат (улучшение качества питьевой воды, новые подключения к сети) достигнут,
распределение затрат на длительный период времени (12-20 лет),
распределение возмещения затрат между сегодняшним и будущими потребителями.
Привлечение инвестиций является прерогативой владельцев сооружений. Именно они должны определить потребности, возможности и приемлемые формы инвестирования и несут ответственность перед кредиторами.
Финансирование из частных источников возможно только в условиях получения гарантированной прибыли от вложения капитала. Возможны различные способы и формы стимулирования средств от частных инвесторов, например, освобождение от ряда налогов на заданный период времени. Наряду с прямыми кредитами возвратное финансирование может осуществляться и за счет использования механизмов долгосрочного лизинга или аренды.
Так как программа развития системы водоснабжения представляет по своей сути набор инвестиционных проектов, механизмы финансового анализа аналогичны стандартным, применяемым при разработке любых инвестиционных проектов и бизнес-планов.
Кроме того, в Программе анализируются принципы тарифной политики, механизмы перекрестного субсидирования, погашения задолженности и т.п. Рассмотрены механизмы контроля за расходованием бюджетных капитальных вложений, их учета при переоценке основных фондов и возврата.
6. Совершенствование организационных форм управления отраслью.
Для построения организационно-управляющих схем водоснабжения и водоотведения для классов городов в программе проанализированы такие варианты, как:
модель централизованного управления;
модель акционерного управления без участия государственной и местной власти;
концессионные, лизинговые, трастовые и другие модели управления.
Анализ проводится с учетом начавшегося в России процесса децентрализации и приватизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения. При этом меняются цели собственников, механизм управления и даже инженерно-техническое обеспечение коммунальных систем.
С учетом того, что водоснабжение в мире является коммерчески выгодным делом, полная приватизация водоснабжающих предприятий России представляется ошибочной. Для примера укажем, что в США более 75% систем водоснабжения остаются муниципальной собственностью и существенно пополняют местные бюджеты.
При нормативных требованиях к качеству питьевой воды, действовавших в 20 веке, доля стоимости воды, определяемая затратами на ее очистку по сравнению со стоимостью ее подачи, находилась в пределах 5-10%; при существующих нормах, соответствующих требованиям ВОЗ эта доля будет возрастать до 50% и более.
Очевидно, что в этих условиях очистка больших масс воды с применением все более увеличивающейся номенклатуры, необходимых реагентов и увеличенных доз каждого из них является нецелесообразной - необходимо рассмотреть вопрос об устройстве локальных систем водоподготовки.
7. Мероприятия по поддержанию качества воды в водоисточниках России.
Полное системное рассмотрение проблем охраны и восстановления источников питьевого водоснабжения было выполнено в программах "Вода России 21 век", ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года". В данной федеральной программе достаточно поэтому привести выдержки из нее, наиболее существенные для питьевого водоснабжения жителей. В разделе описаны типовые мероприятия во охране источников питьевого водоснабжения, такие как регулирование хозяйственной и сельскохозяйственной деятельности в водоохранных зонах, обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос, расчистка русел рек и водохранилищ, берегоукрепление, мониторинг и т.п.
8. Основные направления технического перевооружения отрасли.
Технологии и оборудование, используемое в системах водоснабжения, отличается большим разнообразием и региональными особенностями. В этом разделе дается критический анализ современных технологий водоснабжения с точки зрения их применимости в многообразных условиях современной России. Данные приводятся по таким направлениям, как:
Разработка новых технологий для получения питьевой воды, отвечающей современным стандартам. Это технологии с использованием озоно-сорбции, нанофильтрации.Новые технологии могут базироваться на применении новых материалов, таких как синтетические высокомолекулярные флокулянты, новые виды коагулянтов и сорбентов. Возрастающий уровень микробного загрязнения поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения ставит наиболее остро вопрос о необходимости очистки и обеззараживания воды. Однако, 27,86% коммунальных и 40,38% ведомственных водопроводов с водозабором из поверхностных источников не имеют полного комплекса очистных сооружений, а 12,35% и 28,32%, соответственно, не имеют обеззараживающих установок.
Важным направлением улучшения эффективности водоподготовки является совершенствование конструкции и объемно-планировочных решений водоочистных сооружений, например, внедрение тонкослойных отстойников.
Исследования в области ресурсоэнергосбережения.
Ресурсоэнергосбережение - интегральный результат технологических, конструкторских, организационных мероприятий. Поэтому трудно выделить ресурсоэнергосбережение как самостоятельную научную работу. Тем не менее преимущественно на ресурсоэнергосбережение направлено внедрение новой водозапорной арматуры, приборов учета и контроля расхода воды, автоматики управления работой всех звеньев технологии производства питьевой воды. Если учесть, что доля электроэнергии в себестоимости водоподготовки составляет около 20%, то наибольший практический эффект должны дать работы по созданию систем управления водными потоками в городах, разработке регулирующих узлов.
Исследование общесистемных вопросов водоснабжения, в том числе:
составление водохозяйственных балансов территорий;
разработка прогнозов изменения качества воды в водоисточниках;
разработка методов оценки состояния трубопроводов и схем их санации, внедрение труб из современных материалов;
разработка методов мониторинга систем водоснабжения оценки их экологического воздействия на окружающую среду;
математическое моделирование систем водоснабжения.
разработка генеральных схем водоснабжения на базе генеральных планов развития территорий с учетом нецентрализованного и автономного водоснабжения.
В число технических мероприятий могут входить организация автоматических систем управления технологическим процессом на станции водоподготовки, внедрение систем автоматического регулирования напоров, управления задвижками, контроля давления, дозирования реагентов, выравнивания суточной динамики производства за счет новых резервуаров и повысительных станций и т.д.
9. Варианты построения систем водоснабжения для городов и поселений России.
Разработка для каждого города или поселения детальной программы водоснабжения в рамках единой Федеральной программы,- задача нереальная. Поэтому в разрабатываемой программе вводится классификация городов по множеству признаков, существенных для задачи водоснабжения. К числу таких признаков могут относиться:
Количество населения:
- большие города;
- средние;
- малые;
-поселки.
По типу источников водоснабжения:
- поверхностное;
- подземное;
- смешанное;
По запасам воды в источниках
- достаточное для развития города;
- достаточное для существования города;
- недостаточное;
По типу системы водоснабжения:
- централизованное;
- децентрализованное;
- смешанное;
По типу системы водоотведения:
- централизованное;
- децентрализованное;
По качеству питьевой воды:
- отвечающее СанПиН ;
- условно отвечающее нормам;
-не отвечающее нормам,
По системе очистки сточных вод:
- отвечающая федеральным и региональным требованиям;
- условно отвечающая;
- не отвечающая;
По типу собственности систем:
- государственная;
- частная;
- смешанная
В процессе работы над программой признаки будут уточнены.
Проведенный анализ позволит выделить классы типовых городов и поселков. Безусловно, их будет значительно меньше, чем общее число поселений. Для каждого выделенного типового класса можно разработать полный комплекс типовых мероприятий и определить приоритеты их реализации.
На основе методических рекомендаций Федеральной программы для конкретного города возможно определение главных целей и задач, на достижение которых будет направлена программа. Производится первоначальный анализ технических мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей (например, повышение надежности и. эффективности работы существующих сооружений, повышение уровня обслуживания населения услугами водоснабжения, улучшение качества воды и т.д.).
Необходимо провести предварительный анализ финансовых потребностей, необходимых для выполнения поставленных задач. При этом требуется рассмотреть несколько вариантов технического обеспечения и модернизации существующих сооружений, реально оценить прогнозируемое потребление воды и потребность на планируемый период.
На данном этапе требуется привлечение технических специалистов, способных дать реальные рекомендации по техническим мерам, направленным на достижение поставленных целей.
После оценки технических предложений и необходимых для их выполнения капиталовложений, производится конкретизация программных мероприятий и разделение их на основные этапы реализации с привязкой планируемых инвестиционных потоков.
На этой стадии необходимо оценить реальные финансовые возможности муниципального образования, которые могут быть привлечены для выполнения программы. При этом оцениваются возможности областных бюджетов, экологических фондов и других традиционных источников, определяется возможность привлечения различных форм внешних инвестиций, с учетом потенциальных механизмов платежей по принятым обязательствам.
Реальное выполнение капиталоемких программных мероприятий невозможно без привлечения внешних инвестиций. Поэтому, необходимо дать прогноз будущим финансовым результатам (доходы и расходы) и оценку потоков наличности, включая платежи по предлагаемым кредитам.
Это позволит дать оценку общей инвестиционной привлекательности отдельных программных мероприятий и всей программы в целом. Требуется провести анализ доходов населения и возможность повышения тарифов с целью обеспечения необходимых потоков наличности.
Наряду с оценкой будущих доходов от оказания услуг, рекомендуется дать оценку ожидаемых доходов бюджета и возможности его по обеспечению гарантий для потенциальных инвесторов.
Проведенные аналитические исследования позволяют разработать набор типовых региональных программ. Могут быть выбраны различные схемы водоснабжения, например:
Централизованное водоснабжение питьевой водой в неограниченном количестве.
Централизованное водоснабжение безопасной водой с доочисткой до питьевой воды на кустовых или домовых установках.
Централизованное снабжение бутилированной водой питьевого качества.
Поквартальное водоснабжение питьевой водой без подачи ее в отдельные квартиры.
Нецентрализованное водоснабжение бутилированной питьевой водой негосударственными предприятиями.
Региональные программы водоснабжения могут состоять из следующих разделов:
Раздел 1. Характеристика существующего состояния.
Описывает источники водоснабжения, их качественные и количественные параметры, качество воды в водопроводной сети. Дается также оценка обеспеченности услугами и соответствия фактических объемов реальным потребностям прогноз потребления воды с учетом демографической ситуации и прогноза темпов хозяйственной деятельности. Приводится оценка технического состояния инженерных сооружений, их финансово-экономических показателей.
Раздел 2. Программные технические мероприятия, планируемые на период 10-20 лет с разбивкой по этапам и отдельным проектам (направлениям):
ближайшие задачи (2-3 года).
среднесрочные задачи (4-7 лет);
долгосрочные задачи (7-15 лет);
Для каждого из этапов приводится перечень необходимых проектно-изыскательских работ, требуемого для закупки оборудования, планируемых СМР с оценкой затрат;
Раздел 3. Финансово-экономический анализ:
оценка капитальных затрат, необходимых для реализации технических мероприятий с разбивкой по этапам и по отдельным проектам;
прогноз эксплуатационных затрат на период реализации программы;
прогноз средних тарифов, необходимых, для выполнения программных мероприятий и эксплуатации;
прогноз доходов населения и бюджетных поступлений на период реализации;
оценка доступности тарифов для населения, расчет требующихся субсидий для компенсации затрат малоимущему населению;
прогноз тарифов для основных групп потребителей;
оценка будущих доходов от всех групп потребителей с учетом прогноза потребления, расчет будущих потоков наличности и основных финансовых показателей;
обоснование источников финансирования, схема привлечения средств и потенциальные механизмы гарантий возврата кредита.
Процесс разработки программы можно условно разделить на несколько этапов.
- Комплексный аудит существующего состояния, включая социологические исследования, согласование основных целей, на решение которых будет ориентирована программа.
- Разработка общей стратегии по реализации программы, включая временные интервалы, комплексы необходимых мероприятий, оценку потребностей в финансовых и материальных ресурсах, оценку потенциальных источников и механизмы финансирования.
- Детализация отдельных мероприятий и путей их выполнения (включая оценку финансовых затрат, правовое и организационное сопровождение программы).
- Анализ экономических последствий реализации программных мероприятий и подготовка инвестиционных предложений.
10. Управление федеральной целевой программой.
Для управления программой создается межведомственный координационный совет. Он состоит из специалистов министерств и агентств, а также специалистов исследовательских и проектных институтов и промышленных предприятий. Координационный совет рассматривает региональные программы водоснабжения и вырабатывает рекомендации по формам и степени участия федерального бюджета в их реализации. Координационный совет проводит мониторинг выполнения федеральной программы в целом, по поручению департамента организует разработку нормативно - методической базы, вырабатывает рекомендации по совершенствованию организационных форм управления отраслью направлениям ее технического перевооружения. Координационный совет определяет основные направления и объем государственной поддержки для водоснабжения сельского населения, как наиболее отсталого в экономическом отношении, помогает в выработке технических рекомендаций в чрезвычайных ситуациях, готовит заключения для министерств и ведомств по проблемам водоснабжения и водоотведения в России.
11. Основные этапы реализации федеральной программы
Цели разрабатываемой Программы определяются на ближайший, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Особенностью данной Программы является дифференцированный подход каждого города и поселения России к реализации этапов Программы и достижению конечной цели в зависимости от сложившейся ситуации с системой водоснабжения и водоотведения, ее техническим состоянием, качеством воды в источнике водоснабжения и его водообеспеченностью, а главное - финансово-экономического состояния предприятий ВКХ и городского промышленного комплекса.
Каждый город на основании методических разработок Федеральной программы, перспективы развития города и его инфраструктуры должен разработать свою программу для поэтапного достижения поставленной конечной цели - гарантированного обеспечения населения водой в требуемом количестве и качестве.
На каждом этапе Программы определяются свои цели и решаются задачи их организационно-технического, правового и финансового обеспечения.
На первом этапе основной целью является решение задачи обеспечения населения питьевой водой для физиологических и санитарно-гигиенических нужд в тех городах и поселениях России, где имеет место катастрофическое положение с обеспечением населения питьевой водой, обусловленное неудовлетворительным состоянием водоисточников, систем водоснабжения, техногенными проблемами и т.п.
Для экстренного решения задачи первого этапа разрабатываются первоочередные мероприятия, позволяющие обеспечить население питьевой водой как минимум по нормативам МЧС при любых климатических и аварийных обстоятельствах с определением конкретных затрат, источников финансирования, сроков реализации.
Для обеспечения требуемого качества питьевой воды на данном этапе может быть использована бутилированная вода, индивидуальные средства очистки воды. К первоочередным целям (2-3 года) рекомендуется относить мероприятия по повышению финансово-экономической эффективности предприятий ВКХ с проведением институциональных преобразований, разработкой и внедрением необходимого нормативно-правового обеспечения.
Существующие финансовые ресурсы целесообразно использовать на повышение эффективности управления и снижение эксплуатационных затрат, выполнение демонстрационных работ по обеспечению водомерными устройствами, внедрению систем автоматики, компьютеризацию основных структур управления, детальное обследование сетей и ремонт наиболее изношенных участков, разработку конкретных инвестиционных проектов и поиск источников инвестирования.
При низком качестве воды (существовании доказанного риска для здоровья) оптимальным представляется внедрение системы сертифицированных фильтров доочистки, подобранных оптимально к данному источнику. При этом требуется определить реальные показатели, по которым наблюдается несоответствие нормативам и рекомендовать основную технологию доочистки. Для малоимущего населения организуются пункты общественного разбора, в среднем один на 250-1000 человек (в зависимости от плотности застройки и проживания).
Основная задача этапа срочных мероприятий - решение наиболее срочных проблем обеспечения физиологических потребностей населения водой питьевого качества недорогими методами и подготовка основы для долгосрочного инвестирования.
С целью определения стратегии финансирования отрасли на первом этапе должны быть решены вопросы финансово-экономического развития с привлечением в отрасль инвестиций, включая частное финансирование, ускорение введения договорных отношений, создание условий для привлечения частного сектора к финансированию коммунальной инфраструктуры.
Срок завершения I этапа - 2004-2006 г.г.
В среднесрочной перспективе (II этап Программы) должна быть достигнута цель обеспечения населения эпидемиологически безопасной водой в нужном количестве для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, включая потребности коммунальных инфраструктур города, систем наружного пожаротушения с разработкой соответствующих технических решений и бизнес планов по доочистке воды до норм питьевого качества.
То есть для населения должна быть обеспечена возможность получения из квартирных (домовых) водоразборных устройств требуемого количества воды с качеством, отвечающим требованиям к воде хозяйственно-питьевого назначения.
Для обеспечения же физиологических и санитарно-гигиенических потребностей населения осуществляется глубокая очистка (доочистки) воды хозяйственно-питьевого качества до требований нормативов питьевого качества воды в соответствии с действующими нормативными документами путем использования индивидуальных бытовых фильтров, локальных установок. Локальные системы должны предназначаться для групповых потребителей (школы, больницы, раздаточные пункты).
На стадии второго этапа осуществляется проектирование, строительство и реконструкция необходимых гидротехнических сооружений на водоисточниках, очистных сооружений водоочистных станций, прокладка и перекладка систем подачи и распределения воды, что определяет значительные капитальные затраты и сроки реализации.
Среднесрочные цели (5-7 лет) рекомендуется посвящать модернизации существующих сооружений с целью повышения эффективности производства и управления, снижения эксплуатационных затрат. Это могут быть работы по сокращению потерь, организации учета и управления спросом, ремонт и реконструкция существующих сооружений, развитие системы водоснабжения при наличии запаса мощности (прокладка водоводов и подключение новых абонентов на компенсационной основе).
При отсутствии сооружений водоподготовки (что характерно для небольших населенных пунктов с численностью населения 2-4 тыс. человек) и неудовлетворительном качестве воды в источнике на этапе среднесрочных мероприятий рекомендуется предусмотреть строительство станции водоочистки или перевод на другие источники водоснабжения.
Выполнение мероприятий среднесрочного этапа требует использования возвратных схем финансирования. Оптимальным для данного этапа является использование различных схем лизинга и аренды оборудования, привлечение частных компаний для выполнения определенных видов работ (например установка счетчиков, инспекция сетей) с отнесением затрат на текущую себестоимость согласно существующему законодательству. Для большинства населенных пунктов не менее 60% капитальных затрат на данном этапе должно обеспечиваться на безвозмездной основе.
Результатом мероприятий среднесрочного этапа должно стать снижение удельного водопотребления, повышение эффективности управления сооружениями, восстановление наиболее изношенных участков и сооружений, организация учета потребления и переход на оплату измеренного объема, сокращение неучтенных потерь, сокращение переменных эксплуатационных расходов (электроэнергия, реактивы, зарплата, аварийные ремонты и т.д.).
Срок окончания II этапа - 2012 г.г.
Третий этап Программы предусматривает завершение строительства и восстановления централизованных систем водоснабжения с обеспечением всех водопотребителей требуемым количеством воды с качеством, соответствующим нормативам на уровне российских и европейских стандартов.
В долгосрочной перспективе обеспечивается совершенствование и оптимизация как с технической, так и с экономической позиций всей структуры водохозяйственного комплекса.
Срок завершения III этапа - 2015г.
К числу долгосрочных целей рекомендуется относить задачи по обеспечению гарантированного качества и устойчивости подачи воды (водоотведения) для подавляющего большинства населения. Достижение таких целей возможно только при нормализации финансово-экономического состояния водоснабжаюших организации и их высокой эффективности (при высокой эффективности работы органов местного самоуправления).
Технические решения по достижению такой цели обычно наиболее капиталоемкие. Это может быть перевод на подземные источники водоснабжения, строительство новых водозаборов, новых станций водоподготовки, расширение мощностей и внедрение современных технологий (типа озонирования, сорбции и других, требующих увеличения эксплуатационных расходов) существующих сооружений, полное восстановление изношенных водоводов и уличных сетей, подключение к водопроводу новых потребителей с одновременным развитием системы водоотведения.
12.Ожидаемые результаты выполнения программы.
Программные мероприятия рассчитаны на долгосрочную перспективу - до 2015 года.
Реализация мероприятий позволит:
обеспечить бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения России в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд.
создать устойчивый и надежный механизм водоснабжения и водоотведения для всех жителей России независимо от места их проживания, обеспечивающий здоровый и комфортный образ жизни;
установить четкие правовые отношения между производителями и потребителями воды для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения города и его инфраструктуры;
определить допустимые границы негативного воздействия на окружающую среду и сформировать механизм управления качеством окружающей среды;
обеспечить экономически эффективное управление государственным имуществом и имуществом других форм собственности, гарантировать устойчивость и надежность финансовых потоков отрасли в части платежей и налогов;
повысить уровень комфортности проживания и социального обеспечения граждан России и постоянное движение к социальной справедливости.