Как стало известно РБК daily, компания PepsiCo, один из крупнейших в мире производителей безалкогольных напитков, намерена выйти на российский рынок упакованных каш и сухих завтраков. Компания либо купит российского игрока, либо будет импортировать из Великобритании и Нидерландов продукцию своей дочерней компании Quaker Foods. По мнению экспертов, Pepsi выбрала удачный момент для того, чтобы «заварить кашу» в России: лидер местного рынка - компания «Быстров» - сейчас занят созданием СП с Nestle. Благодаря этому у PepsiCo есть шанс в короткие сроки занять до 15% рынка каш.
PepsiCo производит безалкогольные напитки (Pepsi, Mirinda, 7Up, Aqua Minerale и др.), соки, кондитерскую, бакалейную продукцию, снеки и др. Оборот в 2006 году - 35 млрд долл. Компания Quaker Foods входит в Pepsi с 2001 года, производит каши, хлопья, зерновые снеки. Оборот в США в прошлом году составил 1,7 млрд долл.
О намерении PepsiCo выйти на российский рынок каш и сухих завтраков РБК daily рассказал источник в компании. По его информации, Pepsi сейчас изучает возможность импорта в Россию из Великобритании и Нидерландов продукции своей «дочки» Quaker Foods. «Департамент маркетинга снековой компании Frito-Lay, входящей в PepsiCo, сейчас рассматривает целесообразность самостоятельного выхода на рынок с продукцией Quaker. Скорее всего Frito-Lay займется продажами и продвижением каш и сухих завтраков», - говорит источник.
В распоряжении РБК daily оказался отчет PepsiCo о российском рынке каш быстрого приготовления и сухих завтраков, согласно которому помимо импорта этой продукции компания рассматривает возможность аутсорсинга, а также покупки местного игрока. Однако вице-президент по внешним связям российского отделения PepsiCo Александр Шальнев заявил РБК daily, что о планах вывода продукции Quaker на рынок РФ ничего не слышал.
По мнению коммерческого директора дистрибуторской компании «Ай-Си-Эс» Алексея Ражбы, PepsiCo выбрала удачный момент для экспансии в Россию: «Компания «Быстров» временно сократила ассортимент на полках, сосредоточив усилия на создании СП с Nestle, благодаря чему у PepsiCo есть шанс в короткие сроки занять освободившуюся нишу. В первые месяцы работы марка Quaker вполне сможет захватить 5-7% рынка в натуральном выражении. Думаю, в дальнейшем эта доля может возрасти до 15%».
К тому же Pepsi не придется продвигать Quaker в России с нуля - эти каши продавались в стране до кризиса 1998 года. Аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая добавляет, что «PepsiCo может позволить себе провести крупномасштабную рекламную кампанию Quaker и отвоевать свою долю рынка, как она делает на других развивающихся рынках».
По экспертным оценкам, объем российского рынка каш быстрого приготовления составляет 112-115 тыс. т в год (чуть более 400 млн долл. в розничных ценах). Рынок ежегодно растет на 14-15%, при этом наблюдается тенденция сокращения темпов роста рынка в натуральном выражении и увеличения в денежном. Лидерами российского рынка упакованных каш являются «Быстров» (51%), «Геркулес» (г. Клин, 28%), Nordic (15%), «Русский продукт» (11%), Myllyn Paras (5%). В сегменте хлопьев лидируют Nestle и «Любятово», в сегменте мюсли - «Эпоха злаков» и «Фруктовница».
«Рынок каш в России довольно насыщен, но место для новых игроков на нем есть», - считает директор по маркетингу компании «Провими» (каши «Геркулес») Николай Нестеров. По его мнению, если Pepsi захочет выйти на рынок каш путем поглощения, объекты для покупки найдутся: «Для любой компании сегодня продажа бизнеса - это прежде всего вопрос цены». По мнению г-жи Яроцкой, Quaker может заинтересоваться компанией United Bakers или подразделением «Аладушкин Групп», которое производит сухие завтраки.
Опрошенные РБК daily эксперты рынка считают, что путем выхода на растущий российский рынок Pepsi пытается улучшить финансовые показатели Quaker. По данным финансового отчета Pepsi за 2006 год, темпы роста валовой выручки Quaker снизились с 13% в 2005 году до 3% в 2006 году.