Coca-Cola может лишиться 20 га земли в Днепропетровской области, предназначенных для строительства завода безалкогольных напитков. Местные власти уже добились решения суда, обязывающего «дочку» американской корпорации вернуть им участок, и намерены дойти до победного конца.
Нынешнее лето вряд ли оставит украинскому подразделению Coca-Cola теплые впечатления - неудачи преследуют его одна за другой. В начале июня, как уже сообщала «ДС», компания проиграла своему извечному противнику PepsiCo борьбу за крупнейшего в Украине производителя соков - ООО «Сандора», за контроль над которым победитель согласился выложить полмиллиарда долларов. А в конце прошлого месяца Хозяйственный суд Днепропетровской области обязал компанию «Кока-Кола Бевериджис Украина Лимитед» вернуть Днепропетровской райадминистрации землю площадью 20 га, на которой предусматривалось сооружение завода по выпуску безалкогольных напитков. Если высшие судебные инстанции оставят этот вердикт в силе, планам Coca-Cola по расширению бизнеса в Украине грозит серьезная коррекция.
По данным «ДС», инициатором разбирательств выступили власти Днепропетровского района, недовольные тем, что надел в селе Юбилейном, выделенный именитому производителю напитков еще в 1998 г., до сих пор не использован по назначению. Райадминистрация в своем иске сослалась на результаты мартовской проверки регионального Управления по контролю над использованием и охраной земель, в ходе которой было установлено, что данный участок находится в запущенном состоянии и зарос бурьяном, превратившись в место несанкционированного сброса бытовых отходов. Впрочем, основной мотивацией истца стал другой повод - районные власти пришли к выводу, что «Кока-Кола Бевериджис Украина Лимитед» не имеет права пользования спорным наделом. Дело в том, что указанные 20 га в 1998 г. выделялись другой структуре - ЗАО «Кока-Кола Бевериджис-Сервис», которая в 2002 г. была ликвидирована в связи с присоединением к иностранному предприятию «Кока-Кола Бевериджис Украина Лимитед». А поскольку Земельный кодекс Украины предусматривает, что право пользования землей прекращается в случае ликвидации пользователя, истец счел, что участок должен быть ему возвращен.
Представители Coca-Cola в ходе судебного разбирательства выдвинули свои контраргументы, главным из которых было то, что при присоединении «Кока-Кола Бевериджис-Сервис» к их компании перешли все ее права, в том числе и право пользования участком в селе Юбилейном. Кроме того, они указали, что в договоре, подписанном с местными властями в 1998 г., не были указаны сроки, в которые должен быть возведен завод, а значит и претензий к ним никаких быть не может. Однако суд счел аргументы ответчика не слишком весомыми, встав на сторону райгосадминистрации. Правда, пока что вынесенное решение не вступило в законную силу - «Кока-Кола Бевериджис Украина Лимитед» решила оспорить его в региональном Апелляционном хозяйственном суде, но, учитывая специфику днепропетровской Фемиды, шансы на то, что вердикт первой инстанции будет подтвержден, весьма велики. Если же Coca-Cola проиграет новый суд, земля может легко уплыть из ее рук.
Представители компании говорят, что намерены доказать в суде свою правоту, и не отказываются от планов строительства завода безалкогольных напитков на спорном участке в Днепропетровской области. Нужно признать, что сейчас для этого как раз наступает нужное время - борьба на рынке усиливается, и возможностей единственного украинского завода Coca-Cola в Броварском районе Киевской области, выпускающего около 350 млн л продукции в год, может не хватить для того, чтобы дать достойный отпор активизировавшимся конкурентам. Как уже сообщала «ДС», PepsiCo, получившая контроль над 45% украинского рынка соков после покупки «Сандоры», намеревается запустить в нашей стране два завода по выпуску газированных напитков. Кроме того, наполеоновские планы строит французская Orangina Group (ТМ Orangina, Schweppes, Dark Side Cola), купившая нынешним летом киевскую «Росинку». Все это может привести к тому, что позиции Coca-Cola на растущем украинском рынке «безалкоголки» (по итогам 2006 г. компании принадлежало около 20% рынка сладкой газированной воды, 12% - бутылированной воды и 4% - соков) могут заметно пошатнуться.