Как стало известно Ъ, оренбургская "Живая вода", челябинская группа "Ниагара" и Липецкий завод минеральных вод создали в Оренбурге Национальную водную компанию (НВК) для конкуренции с Coca-Cola и PepsiCo. Сейчас каждый из трех учредителей занимает 30-50% рынка в своем регионе, а в 2008 году они выведут на федеральный уровень общий брэнд. Новая марка, по их расчетам, может занять до 10% рынка питьевой воды в России.
О том, что в России появилась новая крупная компания по производству бутилированной воды, Ъ сообщил инициатор проекта гендиректор ООО "Живая вода" (Оренбург) Эдуард Берлин. "Год назад около десяти региональных производителей подписали протокол о намерении объединиться (см. Ъ от 3 мая 2006 года), а на прошлой неделе мы завершили регистрацию объединенной компании",-- рассказал он. По словам бизнесмена, пока в Национальную водную компанию вступили только три производителя бутилированных питьевых и минеральных безалкогольных напитков - "Живая вода", группа компаний "Ниагара" (Челябинск) и завод минеральных вод (Липецк), но "еще несколько компаний" скоро к ним присоединятся.
Свои доли в объединенной компании он и начальник отдела маркетинга "Ниагары" Денис Батурин отказались уточнить. По словам партнеров, НВК уже в первый год существования рассчитывает занять не менее 10% российского рынка воды.
Рынок бутилированной воды в России оценивается в 2,5 млрд литров в объемном и $1,2 млрд в денежном выражении. Лидирующее положение на рынке занимают Coca-Cola и PepsiCo, на марки которых Bon Aqua и Aqua Minerale соответственно в сумме приходится порядка 40% продаж.
"Каждый из трех участников, вошедших в НВК, занимает в среднем около 40% рынка воды в своем регионе,-- говорит гендиректор исследовательского агентства 'Точка роста' Роман Шалимов.-- К примеру, 'Живая вода' имеет долю в 50% в Оренбургской области и чуть меньшую - в Самарской, завод минеральных вод занимает 30% липецкого рынка, 'Ниагара' - 40% челябинского". По подсчетам господина Шалимова, объединение даже этих трех игроков позволит им претендовать сразу на 5% российского рынка бутилированной воды. "А нарастить эту долю до 10% - планы более чем реальные",-- уверен эксперт.
Основная цель объединения - конкуренция с лидерами рынка Coca-Cola и PepsiCo. "У них масштабные маркетинговые программы, большие рекламные бюджеты,-- говорит Денис Батурин.-- Мы хотим конкурировать с транснациональными брэндами не только на рыночном, но и на идейно-концептуальном уровне, создав марку федерального масштаба и продвигая ее совместными усилиями". Эдуард Берлин сообщил, что уже началась работа над разработкой единого брэнда НВК. Участники проекта готовы потратить на разработку и первоначальное продвижение этого брэнда $5 млн. "Вопрос о распределении расходов очень важен, и в этом плане уже есть договоренности, но не в наших интересах раскрывать их сейчас",-- заявил господин Батурин.
"Практика объединения мелких предприятий в кооперативы для консолидации ресурсов, а в итоге для выживания на рынке не нова",-- считает аналитик "Кредитного и финансового консультанта" Денис Веркашанцев. Представители Coca-Cola, PepsiCo и Nestle отказались комментировать планы НВК, пояснив, что обсуждение действий конкурентов не вписывается в их корпоративную политику.