Украинский производитель соков приобретен за беспрецентную для СНГ сумму в 542 миллиона долларов. Как сообщает «Коммерсант», тендер по продаже 50-100% крупнейшего украинского производителя соков "Сандора", который был объявлен в апреле этого года, выиграла американская компания PepsiCo. Организаторами тендера по продаже компании выступили немецкий Deutsche Bank и украинский инвестбанк Golden Gate.
PepsiCo приобрела 80% долей ООО "Сандора" за рекордную для рынков СНГ сумму - 542 миллионов долларов. Цена названа без учета долга предприятия, который вместе с кредитами, взятыми у IFC, составляет 80 миллионов долларов. Оставшиеся 20% долей компании будут докуплены в ноябре. Итого, сумма сделки по приобретению 100% долей «Сандоры» составит 677,5 миллионов долларов.
Операционный бизнес "Сандоры" будут развивать совместное предприятие PepsiCo Inc и аффилированная с ней PepsiAmericas. Последней будут принадлежать 60% СП. Управление торговыми марками «Сандоры» возьмет на себя PepsiCo.
Игорь Ланда, исполнительный директор "Сандора", подтвердил факт сделки. По его словам, собственники "Сандоры" довольны сделкой. В курировавшем сделку банке Deutshe UFG, "Сандору" оценили с мультипликатором к чистым продажам 3,17.
Источник, близкий к сделке, сообщил «Коммерсанту», что изначально в тендере участвовали семь компаний. Помимо PepsiCo и структур The Coca-Cola Company, на «Сандору» претендовали один из крупнейших европейских производителей сока Eckes-Granini, российские производители "Лебедянский" и "Вимм-Билль-Данн", пивоваренная компания BBH, инвестиционный фонд Advent International. Однако, по словам собеседника «Коммерсанта», в течение последнего месяца торги шли только между Сoca и Pepsi, что и объясняет высокую сумму сделки.
Сумма сделки по "Сандоре" покрыла предыдущий рекорд, который поставила Сoca-Cola, купившая в 2005 году за $530 млн компанию "Мултон". Эта сумма беспрецендентна для всего СНГ. Аналитик ФК "Уралсиб" Андрей Никитин заявил «Коммерсанту»: «Если сравнивать c ОАО «Лебедянский», который торгуется с мультипликатором EV/EBITDA по 2007 году на уровне 8,4, то «Сандора» была приобретена с премией в 25%".
По мнению экспертов, высокая сумма сделки объясняется тем, что приобретение "Сандоры" было для PepsiCo необходимым шагом, который поможет закрепиться компании на украинском рынке, на котором ее сильно потеснил извечный конкурент Coca-Cola.
"Напитки PepsiCo начали продаваться в СССР с 1972 года. Однако после прихода на Украину в 1990-е годы продукции Coca-Cola компания стала терять позиции",- отметил старший советник по инвестиционно-банковским услугам ИК "Драгон Капитал" Вадим Кодрян.
В 2000 году компания PepsiCo заключила двадцатилетний договор об эксклюзивном партнерстве с компанией "BBH Украина". До начала 2005 года BBH на своих мощностях разливала безалкогольные напитки торговых марок Pepsi, 7 Up и Mirinda, а также занималась организацией продаж и продвижением этих напитков. В 2005 году "BBH Украина" снизила объемы производства Pepsi и прекратила выпуск 7 Up и Mirinda. Это повлекло снижением доли ТМ Pepsi на украинском рынке газированных напитков в до 3,1% (данные ACNielsen на январь 2007 года). Для сравнения: марки Coca-Cola занимают 19,4% рынка в натуральном выражении.
Вадим Кодрян уверен, что позиции PepsiCo на украинском рынке ухудшились из-за слабой дистрибуции. По его мнению, приобретя "Сандору", PepsiCo получила возможность использовать развитую дистрибуционную сеть компании, которая охватывает порядка 50 тыс. точек розничных продаж на Украине. Он заявил «Коммерсанту»: «Теперь PepsiCo составит серьезную конкуренцию своему основному конкуренту компании Coca-Cola. По нашим данным доля Sandora на рынке соков Украины составляет 44%, тогда как у Coca-Cola только 3%. И хотя у Coca-Cola значительно лучше позиции в сегменте сладких газированных напитков и холодного чая, PepsiCo сможет значительно улучшить свои позиции и в этих сегментах, начав продавать напитки через дистрибуционную сеть «Сандоры».
Кодрян полагает, что PepsiCo может начать производство холодного чая торговой марки Lipton на оснащенных необходимым для этого оборудованием мощностях "Сандоры". Генеральный директор группы компаний "BBH Украина" Петр Чернышов заявил, что его компания еще не обсуждала с PepsiCo вопрос о продолжении сотрудничества после сделки с "Сандорой". "В ближайшее время мы будем общаться по этому вопросу. Думаю, в результате появятся новые договоренности",- заявил он «Коммерсанту».
По его словам, в данный момент между его компанией и PepsiCo действуют договоры, по которым BBH-Украина разливает напитки торговых марок Pepsi и Seven Up на своих киевских и запорожских предприятиях. "Договора с PepsiCo не заканчиваются в 2007 году. Мы не думаем, что компания будет прекращать их досрочно",- резюмировал он. Эксперты не видят необходимости продолжать сотрудничество Pepsi и BBH. "Скорее всего, PepsiCo не захочет продолжать работу с BBH - зачем иначе они покупали "Сандору",- говорит менеджер по иностранным инвестициям ИК "Альтера-финанс" Максим Шинкаренко.
В Coca-Cola от комментариев отказались. Господин Кодрян предположил, что, для того, чтобы догнать конкурента, Coca-Cola должна будет приобрести игрока первого или второго эшелона на Украине.