Российский рынок пищевой стеклянной тары Исследования Первого Независимого Рейтингового Агентства
Настоящий обзор российского рынка пищевой стеклянной тары базируется на маркетинговом исследовании «Рынок пищевой стеклянной тары», проведенном Первым Независимым Рейтинговым Агентством. Материал подготовлен с использованием Программно-аналитического комплекса http://www.fira.ru/.
В данной статье анализируется производство стеклотары: представлены динамика общероссийских объемов производства, региональная структура производства и выпуск по лидирующим предприятиям отрасли. В анализ включены виды продукции, соответствующие Общероссийскому классификатору: 598600 - тара стеклянная консервная в 0,5 литровом исчислении и 598700 - бутылки.
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА
За последние 6 лет темпы роста натуральных объемов производства пищевой стеклянной тары уверенно опережали темпы роста промышленности России в целом, и лишь показатель 2005 года был ниже общероссийского на 2% (рис. 1).
В 2006 году производство стеклянной тары снова стало набирать высокие темпы. По итогам 9 месяцев 2006 года, было произведено более 7 млрд штук стеклотарной продукции, что на 1 млрд единиц больше, чем за тот же период 2005 года (рис. 2).
Наращивание выпуска продукции в первые девять месяцев 2006 года - темп роста составил 116,8% по сравнению с показателем за такой же период 2005-го - свидетельствует о сохранении тенденции развития стеклотарной отрасли опережающими темпами.
Рост суммарных объемов производства в 2006 году обусловлен как увеличением выпуска узкогорлой стеклянной тары - темп роста в этом сегменте составил 118,1%, так и ростом производства широкогорлой продукции - темп роста 107,5%, по которой в 2005 году был отмечен существенный спад. Однако даже при сохранении указанных темпов роста производства объем выпуска стеклянных банок по итогам 2006 года едва достигнет уровня 2003-2004 годов.
Отставание темпов роста в сегменте широкогорлой тары характерно для российской стеклотарной отрасли все последние годы. Вновь вводимые мощности в первую очередь ориентированы на выпуск узкогорлых изделий, и их доля в структуре стеклотарного производства сегодня неуклонно растет. Так, если в 2000 году соотношение узкогорлая/широкогорлая стеклотара составляло 79,1 к 20,9%, то по итогам 9 месяцев 2006 года оно уже выглядит как 88,5 к 11,5%.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА
Региональная структура производства стеклотары сегодня демонстрирует высокую степень концентрации производства в нескольких регионах России - 88,4% всей выпущенной пищевой стеклянной тары в 2006 году произвели предприятия 11 субъектов РФ (табл. 1).
Однако масштабы вновь вводимых предприятий таковы, что начало работы даже одного стеклотарного завода способно серьезно повлиять на сложившуюся региональную структуру. Одним из таких примеров стал завод «Русджам-Уфа» (Sisecam Group, Турция), где в начале 2006 года было запущено производство бутылок из прозрачного стекла для водочной продукции, пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков. Новые мощности вывели Башкирию в регионы-лидеры - республика поднялась на 5-ю позицию рейтинга с 14-й строки, занимаемой по итогам 9 месяцев 2005 года. С выходом предприятия на проектную мощность Башкирия сможет войти в тройку лидеров.
Кроме Башкирии, высокие темпы роста объема производства в 2006 году отмечены еще в двух регионах - Вологодской (143,0%) и Смоленской (131,7%) областях.
В Вологодской области расположены два крупных стеклотарных предприятия: ООО «Чагодощенский стеклозавод и К» и ОАО «Покровский стекольный завод» (Sisecam Group) - их доли в общем объеме производства в регионе составляют, соответственно, 61,8 и 30,6%. Каждое из этих предприятий обладает достаточными производственными мощностями для наращивания объемов производства. Чагодощенский стеклозавод в марте 2006 года завершил реконструкцию второго цеха по производству стеклотары, а на Покровском стекольном заводе в 2005 году была введена вторая печь мощностью 600 млн штук бутылок в год.
Отсутствие на сегодняшний день данных по предприятиям за 2006 год не позволяет оценить, за счет какого завода произошло столь существенное увеличение объемов производства в регионе - скорее всего, оба предприятия внесли вклад в региональный рост*.
В Смоленской области расположено лишь одно крупное стеклотарное предприятие - ОАО «Ситалл» - на его долю приходится 89,6% физического объема выпуска стеклотарной продукции в регионе. Это позволяет предположить, что именно на этом заводе в 2006 году произошло значительное увеличение объемов производства. Тем более что в 2005 году на предприятии был отмечен спад производства на 11,9%.
В промышленности регионов-лидеров стеклотарная отрасль занимает от 0,23% (как в Башкирии) до 6,84% (во Владимирской области) по «отгрузке товаров собственного производства»*. При этом за 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005-го в 8 регионах из 11 темпы роста отрасли опережали темпы роста промышленности в целом.
Если оценивать региональную структуру производства по сегментам узкогорлой и широкогорлой стеклотарной продукции, то региональный разрез выпуска бутылок практически повторяет структуру производства стеклотарной продукции в целом. В тройку лидеров здесь входят Владимирская (25,5%), Вологодская (12,0%) и Ленинградская (8,6%) области, которые в совокупности охватывают почти половину российского производства бутылок - 46,1%.
В сегменте широкогорлой стеклотары монополистом является Волгоградская область, на чью долю в общероссийском объеме выпуска такой продукции приходится 43,8%. Там уже многие годы прочно удерживает лидирующие позиции ЗАО «Камышинский стеклотарный завод».
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
На российском рынке стеклотарной продукции сегодня активно работают несколько холдингов, на долю которых в 2005 году пришлось 47% всех произведенных изделий. Это - Ассоциация производителей стеклотары «РКМ» - 14,6%, Anadolu Cam Sanayii A.S. (Sisecam Group) - 14,3%, ООО «РАСКО» - 9,5%, ОАО «Стеклохолдинг» - 5,5% и группа предприятий «ОСТ» - 3,1% (табл. 2).
По итогам 2006 года следует ожидать усиления позиций объединенных компаний и смену лидера. Запуск завода «Русджам-Уфа» обеспечит уверенное лидерство компании Anadolu Cam Sanayii, являющейся подразделением турецкого холдинга Sisecam. Введенная первая очередь имеет проектную мощность 700-800 млн бутылок в год. А в перспективе, после ввода в эксплуатацию еще двух стекловаренных печей, объем производства достигнет 1,5 млрд бутылок в год.
Дефицит, все еще наблюдаемый сегодня на рынке пищевой стеклянной тары, в среднесрочной перспективе будет стимулировать рост объемов производства. Основными предпосылками для этого будут служить: уменьшение доли оборотной тары, увеличение эксклюзивных видов продукции, наращивание объемов производства основными отраслями-потребителями, стремление к импортозамещению и высокая загрузка существующих мощностей.
Рост объемов выпускаемой продукции будет происходить как за счет ввода в действие новых современных предприятий, так и в результате модернизации существующих производств. Наглядной иллюстрацией этому может служить объем инвестиций, уже поступивший в отрасль. Так, за 9 месяцев 2006 года он в 3 раза превысил показатель аналогичного периода 2005 года и составил 4,9 млрд рублей, тогда как за весь 2005 год было инвестировано 4,4 млрд рублей. При этом большая часть средств - 62% - была направлена на переоснащение существующих производств.
Как и в прошлом году, заемные средства в источниках финансирования несколько превышают собственные средства предприятий - 55 к 45% (2,7 к 2,2 млрд рублей). В привлеченных средствах велика доля банковских кредитов - 67% (1,8 млрд рублей), в структуре которых, в свою очередь, преобладают кредиты иностранных банков - 71% (1,3 млрд рублей).
Таким образом, инвестиционная привлекательность стеклотарной отрасли остается сегодня на очень высоком уровне. Рост производства обусловлен возрастающим потоком инвестиций, в том числе из иностранных источников финансирования.
* Сбор статистики по натуральным объемам производства предприятий для анализируемых видов продукции осуществляется Росстатом с годовой периодичностью. Данные доступны для анализа через 10 месяцев после окончания отчетного периода. В статье использована информация по крупным и средним предприятиям за 2005 год.
** По показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов)» за 9 месяцев 2006 года.