Исследования межрегионального маркетингового центра «Иваново»
Чай является наиболее древним напитком, история происхождения которого берет свое начало в Китае. На сегодняшний день чай является продукцией массового спроса, и в России данный рынок хорошо развит.
ММЦ «Иваново» изучило особенности регионального рынка чая и поведения потребителей на нем. В ходе исследования использовался метод стандартизированного личного интервью. Выборка квотная, репрезентирующая население г. Иваново по полу и возрасту.
Полученные данные свидетельствуют о том, что чай пьют почти все жители Иваново - 94,3%. При этом можно утверждать, что чай является продукцией повседневного потребления. Практически каждый житель города пьет чай не менее 1-2 раз в день (рис. 1).
Следует отметить, что за один раз выпивается, как правило, одна чашка чая, хотя есть и исключения - 7,5% ивановцев пьют по 2-3 чашки чая за 1 раз.
Что касается культуры потребления чая, то более чем для половины опрошенных чаепитие связано просто с привычкой, еще около 33% ивановцев с помощью этого напитка утоляют жажду. Реже всего чаепитие ассоциируется с приходом гостей - так ответили всего лишь около 3% респондентов (рис. 2).
Как показывают результаты опроса, ивановцы пользуются различными торговыми организациями для покупки чая. Самые популярные из них - продуктовые магазины, где этот напиток приобретают 74,6% горожан, и ларьки - в них чай покупают 22,1% респондентов (рис. 3).
В отношении видов чая предпочтения ивановцев традиционны - 82,9% участников опроса потребляют в основном черный чай. Зеленый напиток выбирают около 20% опрошенных (рис. 4).
Листовой чай пользуется у ивановцев наибольшим спросом - его предпочитают около 75% потребителей. Каждый четвертый опрошенный, как правило, покупает гранулированный чай, 10% жителей города пьют чай в пакетиках (рис. 5).
Вполне предсказуемым явилось то, что среди 10% респондентов, предпочитающих пакетированный чай, большинство составляют люди до 45 лет, а также те, кому необходимо быстро перекусить или просто подкрепить силы в течение рабочего дня.
Как правило, ивановцы покупают чай в пачках, развесная продукция пользуется спросом лишь у 5,3% жителей города, приобретающих за один раз 50-100 граммов. Прежде всего, это связано, с материальным положением потребителей, ведь не секрет, что развесной чай существенно дороже, чем привычный - в пачках.
Что же касается фасовки, то подавляющее большинство потребителей - почти 70% - отдают предпочтение 100-граммовым упаковкам. Маленькие 60-граммовые пачки обычно приобретают около 7% ивановцев, а большие, объемом 450 граммов, пользуются спросом у менее 5% любителей чая (рис. 6).
При этом за одну покупку в основном приобретается не более одной пачки чая, лишь в единичных случаях - три и даже четыре пачки. Затраты на одну покупку составляют в среднем от 15 до 30 рублей.
Каждый пятый житель Иваново отдает предпочтение чаю с добавками и ароматизаторами. Самым популярным является лимонный чай - его пьют 35% потребителей чая с добавками. Среди широко распространенных также следует отметить чай с жасмином - пользуется спросом у 23,3% этой группы респондентов, со вкусом фруктов и ягод - у 16,7%, чай с бергамотом также выбирают 16,7%, травяные чаи (на основе мелиссы, зверобоя и т.п.) - 6,7% любителей ароматизированного напитка (рис. 7).
Несмотря на большой выбор продукции, предлагаемый сегодня производителями чая, у потребителей сложились определенные предпочтения в отношении чая той или иной марки. Так, пятерка лидирующих на ивановском рынке чая марок выглядит следующим образом (рис. 8).
Самой популярной маркой является Ahmad (Ahmad Tea Ltd., Великобритания) - продукцию этого хорошо известного россиянам бренда постоянно покупают 25,4% участников опроса. На втором месте находятся «принцессы» петербургской компании «Орими Трэйд»: «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Ява» - совокупная доля потребителей чая этих марок составляет 13,9%. Третью позицию занимает чай Lipton (ООО «Юнилевер СНГ», Москва) - при последней покупке этой марке отдали предпочтение 9,7% опрошенных. На четвертом месте находится чай «Лисма» (ОАО «Компания «Май», Москва) - его приобретают 7,1% ивановцев. И замыкает пятерку марок-лидеров «Золотая чаша» (ООО «Универсальные пищевые технологии», Московская область) - продукцию этого бренда покупают 6,3% респондентов.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
- у большинства ивановцев чай уже прочно вошел в обычный распорядок жизни и является его неотъемлемой частью;
- при этом основное предпочтение отдается черному листовому чаю и в большинстве случаев без добавок;
разовая покупка в большинстве случаев включает в себя 1 пачку чая весом 100 граммов по цене от 15 до 30 рублей;
- лидерами на ивановском рынке чая являются такие торговые марки, как Ahmad, «Принцесса Нури» («Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Ява»), Lipton, «Лисма», и «Золотая чаша»;
самые популярные в Иваново места приобретения чая - продуктовые магазины или ларьки.