Комиссия красноярского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" нарушителем закона "О защите конкуренции" - компания отказалась представить договоры с розничными продавцами. По данным антимонопольщиков, в этих договорах Coca-Cola прописан запрет на продажу продукции конкурентов и ограничена торговая надбавка. Впрочем, в Coca-Cola заявляют, что не нарушают законодательства и "выполняют все требования УФАС".
Вчера заместитель руководителя красноярского регионального управления ФАС Олег Харченко сообщил, что комиссия ведомства признала ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" нарушившим ст. 25 ФЗ "О защите конкуренции" ("Непредоставление информации"). Антимонопольщики намерены привлечь "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" и генерального директора компании Кейта Сандерса к административной ответственности. "При проверке розничных точек на рынках Красноярска в феврале мы обнаружили, что Coca-Cola в своих договорах ограничивает конкуренцию: в договорах запрещает розничным продавцам продавать продукцию других компаний и ограничивает торговую надбавку. Таких договоров мы обнаружили больше десятка и запросили информацию у компании о заключенных договорах, чтобы разобраться и выяснить масштаб нарушений. Но Coca-Cola отказалась, сославшись на то, что, по их мнению, УФАС возбудило дело незаконно", - объяснил господин Харченко. По его словам, размер штрафа пока не определен: для компании он составит до 100 тыс. руб., для Кейта Сандерса - до 5 тыс. руб.
Напомним, в 2005 году красноярские антимонопольщики уже возбуждали дело в отношении ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия". В ходе плановых проверок антимонопольщики тогда обнаружили более 10 нарушений, в том числе запрет на продажу продукции прямых конкурентов, размещение в фирменных холодильниках других напитков, обязательства торговых точек по размещению напитков Coca-Сola в "лучших местах" магазина, а также установление "предельной торговой надбавки". В конце октября 2005 года дело было закрыто в связи с "добровольным устранением компанией последствий выявленных ранее нарушений антимонопольного законодательства".
Антимонопольщики намерены вновь добиться расторжения "эксклюзивных" договоров Coca-Сola. "Мы обнаружили повторное нарушение. Некоторые договоры были датированы 2002 и 2003 годами, то есть нас обманули и не устранили нарушение. С мая вступили в силу поправки к Кодексу об административных нарушениях, которые позволяют наложить штраф на Coca-Cola в размере до 4% от оборота в течение действия договоров в пяти субъектах федерации, подведомственных нашему управлению. Это Красноярский край, Таймыр, Эвенкия, Хакасия и Тува. Так как нарушение повторное, то штраф может быть близок к максимальному", - спрогнозировал господин Харченко.
Менеджер по работе со СМИ представительства компании Coca-Cola в России Владимир Кравцов вчера сообщил, что сотрудники "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия", управляющей заводами в России, в настоящее время "собирают все необходимые документы", запрошенные красноярским УФАС. Он подчеркнул, что "компания соблюдает все требования антимонопольного законодательства в России так же, как и в других 200 странах, где продается продукция". "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" работает с соблюдением антимонопольного законодательства, мы сотрудничаем с местными органами власти. До момента завершения дела мы не видим возможности давать какие-либо комментарии по этому делу", - заметил Владимир Кравцов.
Представители розничных сетей дело Coca-Сola считают "показательным". Руководитель одной из розничных сетей в Красноярске, просивший не называть его имени, считает "эксклюзивные" договоры "обычной практикой". "Их заключают производители не только безалкогольных напитков, но и других продуктов - жевательной резинки, шоколадных батончиков. Они постоянно предлагают в обмен на скидки и бонусы закрепить в договорах преференции. Зайдите в любой небольшой павильон и увидите, что если есть продукция одного производителя, то нет продукции другого. Сами продавцы решают, пойти ли на эксклюзивный договор", - поделился наблюдениями собеседник "Ъ". По его оценке, владельцы крупных торговых сетей постепенно отходят от практики заключения эксклюзивных договоров. "Компании бьются за каждый сантиметр торговой площади и более выгодное расположение. Сети отходят от эксклюзивных договоров, чтобы не отвадить клиентов. Рынок в целом постепенно цивилизуется", - считает он.
Как сообщил Олег Харченко, решение о размере административного штрафа для ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" и его генерального директора будет принято в течение месяца. Он добавил, что после получения необходимых документов от "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" комиссия вынесет решение и по делу об эксклюзивных договорах компании.
"Ъ" будет следить за развитием событий.