В условиях резкого снижения потребления (с 3,1 млрд. л в 2008 году до 2,7 млрд. л в 2009-м) одни игроки принялись сокращать персонал, другие пытались решать собственные проблемы за счет партнеров.
Реализация антикризисной программы в «САНФРУТ-Трейд» началась с тщательной оценки ситуации. Как показали впоследствии данные аналитиков, снижение объема рынка соков и нектаров по итогам 2009 года составило 13-15 %. Более трети всех потребителей экономили на покупке данной категории.
«В самые трудные времена люди не только реже приобретали соки, но и делали это в меньших объемах, отдавая предпочтение наиболее доступным по цене маркам, — рассказывает Ольга Литвиненко, директор по маркетингу «САНФРУТ-Трейд». - Мало того, потребитель почти перестал демонстрировать прежнюю лояльность к торговым маркам. В этой непростой ситуации мы одни из первых сделали предложение потребителям в недорогом сегменте соков и нектаров, построив дистрибуцию марки «Фруктовый остров». Приятно, что опросы потребителей показали, что вкус и качество данного продукта превышает ожидания, что подтверждается повторными покупками и устойчивым спросом».
Параллельно развитию продаж в компании проводилась планомерная работа по оптимизации бизнес-процессов, что повысило эффективность работы отдела продаж, в значительной степени благодаря четкому планированию объемов сбыта и остатков на складе готовой продукции.
Быстро восстановленный контроль над ситуацией стал результатом командной работы менеджмента. Отделу маркетинга удалось верно оценить динамику спроса: снижение доли продаж соков премиальной марки «Дарио» и среднеценовой марки «Красавчик» в значительной мере было компенсировано за счет продукции бренда «Фруктовый остров».
Попутно был подтвержден тезис о преимуществах сбалансированного портфеля торговых марок. Кроме того, результаты принесла точечная рекламная активность, фокусировавшая внимание потребителей на ключевых достоинствах продукции «САНФРУТ-Трейд». Оказалось, что даже в условиях кризиса покупатель способен оценить полезный продукт, производимый без добавления консервантов в соответствии с ГОСТом: люди готовы были экономить на излишествах, но не на здоровье.
«Если разобраться, мы не использовали «новых» инструментов в борьбе с кризисом, — подводит итог генеральный директор компании «САНФРУТ-Трейд» Игорь Колпаков, — Просто быстро справились с нервами, трезво оценили ситуацию и постарались использовать все те «точки опоры», которыми располагали. «САНФРУТ-Трейд» с самого начала строился как устойчивая и гибкая компания. Это и стало нашим главным антикризисным «инструментом». Правильный бизнес — это бизнес, который всегда находится в хорошей спортивной форме и всегда готов к «гонке по пересеченной местности». Все докризисные годы мы активно «тренировались». И тренировки эти не прошли зря».
ГРАФИК:
Для большей наглядности отображение динамики развития рынка соков и нектаров России и компании «САФНРУТ-Трейд» совмещено на одном графике, кривые динамики представлены в разных единицах измерения (млрд. л и млн. л соответственно).
Динамика объемов производства соковой продукции 2006-2010 гг.
Источник: по данным компании «САНФРУТ-Трейд»