Несмотря на большое желание "Юнимилка" купить последний крупный независимый молочной завод Сибири - омский "Манрос-М", - на этой неделе предприятие неожиданно для многих стало собственностью "Вимм-Билль-Данна".
Это положило конец лидерству "Юнимилка" в СФО. Теперь обе федеральные компании занимают здесь по 22% рынка. В то же время, по мнению экспертов, потеря "Манрос-М" не остановит "Юнимилк" от дальнейшего поиска привлекательного объекта для покупки в Сибири.
ООО "Манрос-М" - крупнейшее молочное предприятие в Омске. Объем производства - 65 тыс. т в год. В "Манрос-М" входит четыре завода с совокупной мощностью переработки молока 720 т в сутки. Предприятие выпускает молочные и кисломолочные продукты под брэндами "На здоровье", "Молочная долина", "Вкусника". Основным владельцем компании до недавнего времени был ее гендиректор Александр Некипелов.
О том, что ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" (ВБД) заключило соглашение о приобретении "Манрос-М", 30 октября сообщила сама федеральная компания. "Приобретение столь сильного регионального игрока как омская компания "Манрос" усилит позиции ВБД на быстрорастущем сибирском рынке. Наше присутствие в регионе позволит сделать продукцию ВБД более доступной потребителям, а также расширить ассортимент компании за счет добавления в портфель брэндов успешных локальных марок", - приводятся в официальном пресс-релизе слова председателя правления компании Тони Майера. Покупка "Манрос-М", по его словам, позволит ВБД увеличить свою долю на рынке Сибири и Дальнего Востока до 22% (с 13,5%).
Пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин к информации пресс-релиза добавил в беседе с корреспондентом "КС", что переговоры с "Манрос-М" перешли в активную стадию "не так давно", а география продаж предприятия "охватит Сибирь и, возможно, Дальний Восток". "Манрос-М" стал седьмым молокоперерабатывающим предприятием ВБД, расположенным в Сибири и на Дальнем Востоке, на эти предприятия приходится 9% продаж молочной продукции компании.
Несмотря на то что ВБД проводит активную политику по приобретению активов, покупка "Манрос-М" для многих участников рынка стала неожиданностью. Еще весной о своих интересах к предприятию заявлял второй крупнейший игрок на молочном рынке страны - "Юнимилк". Омское предприятие даже успело отладить механизм поставок продукции "Юнимилка" (молоко "Простоквашино" и "Петмол") в регион. Но, как заявила "КС" пресс-секретарь "Юнимилка" Елена Свешникова, отказ компании от покупки "Манрос-М" был связан с завышенной стоимостью актива. "Конечно, отказ от сделки нам обсуждать не очень приятно, однако ничего особенного не произошло. Наша доля в СФО по-прежнему достаточно высока (около 22%)", - говорит госпожа Свешникова.
По мнению экспертов, проведенная в 2004-2005 годах масштабная модернизация "Манрос-М" позволила собственникам компании претендовать на максимально высокую цену. "Когда два года назад акционеры "Манроса" запросили $50 млн, эта цена не устроила абсолютно всех. Но с тех пор прошло много времени, сыграла свою роль инфляция и то, что почти все крупные молочные предприятия Сибири оказались поделены между ВБД и "Юнимилком", - рассказывает исполнительный директор Российского союза предпринимателей молочной отрасли (РСПМО) Владимир Лабинов. - Уверен, что омское предприятие обошлось ВБД не менее $30 млн, однако очень велика вероятность, что некогда заявленная планка в $50 млн могла и не опуститься".
Именно в вопросе цены видит исход борьбы за "Манрос-М" и бизнес-директор АКГ "Развитие бизнес-систем" (РБС) Алексей Михайленко: "Юнимилк" отказался от "Манрос-М" по причине завышения собственниками омского предприятия цены продажи. Предполагается, что начальная цена сделки, обсуждавшаяся на переговорах с "Юнимилком", составляла $30-35 млн, но, возможно, после того как ВБД направил собственникам "Манрос-М" свое предложение, цена возросла на $5-7 млн. Другими словами, в данной "гонке" ВБД "задавил" "Юнимилк" своими ресурсами, и сделка закрылась на уровне $40 млн".
По мнению экспертов и аналитиков, приход ВБД на омское предприятие имеет важное значение для всего сибирского рынка. "Во-первых, это означает конец доминирования "Юнимилка" в Сибири. Во-вторых, укрепление здесь брэндов ВБД, которые существенно сильнее юнимилковских, имеют устойчивую репутацию и принципиально иную рекламную поддержку. Думаю, с покупкой "Манроса" ВБД выйдет в лидеры рынка", - отмечает Лабинов из РСПМО.
"С выходом на омский рынок ВБД не только увеличит продажи своих основных брэндов, но и нарастит долю рынка и выручку, - считает и аналитик ИК "ФИНАМ" Сергей Фильченков. -В то же время конкуренция на молочном рынке Сибири постепенно будет сокращаться: крупные игроки фактически монополизируют отдельные регионы, а мелкие уйдут в низший ценовой сегмент, где вполне успешно смогут выживать. Конкуренция будет идти только за сырьевую базу".
Однако Михайленко из РБС предполагает, что "Юнимилк" с потерей интереса к "Манрос-М" вряд ли прекратит поиск привлекательного объекта для покупки: "Либо это будет покупка и консолидация нескольких игроков второго эшелона, либо покупка и модернизация производства одного игрока".
Континент Сибирь