Интервью с президентом SIG Combibloc Вальтером Шефферсом
Швейцарская SIG Combibloc - одна из немногих компаний, которой удается вполне успешно конкурировать с мировым гигантом в области производства упаковки Tetra Pak, в том числе и в России. О своем видении российского рынка и дальнейших перспективах развития, в частности о строительстве собственного производства, в интервью корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ РЯБОВУ рассказал президент SIG Combibloc ВАЛЬТЕР ШЕФФЕРС.
- Почему компания решила активизироваться на российском рынке?
- Политика SIG Combibloc сейчас ориентирована в основном на развивающиеся рынки, в частности на Юго-Восточную Азию, Китай, Ближний Восток, Южную Америку и, конечно, Россию. У российского рынка высокий потенциал роста, но он имеет свои особенности. В частности, несмотря на то что потребление негазированных напитков довольно высокое в целом, его уровень сильно разнится по регионам. Если в Москве средний житель выпивает 40-45 л негазированных напитков в год, в регионах эта цифра в разы меньше. Такая же ситуация и на молочном рынке. При этом, однако, эти рынки довольно сильно консолидированы. Если в той же Германии у производителей упаковки более 50 клиентов на молочном рынке, здесь их всего два или три.
- Как вы сейчас развиваетесь в России? Какова ваша доля на рынке?
- Наше развитие укладывается в намеченные ориентиры. За период с 2001 по 2006 год мы увеличили нашу долю в сегменте асептической упаковки с 15% до четверти рынка и в течение следующих пяти лет надеемся достичь доли 35%. По итогам 2007 года мы ожидаем двузначных показателей роста, а наши продажи достигнут 1 млрд упаковок.
- Однако вы все равно номер два в России, уступаете компании Tetra Pak...
- Tetra Pak пришла на российский рынок гораздо раньше нас, ее лидерство вполне логично. На данный момент нас устраивает вторая позиция, тем более что за нашей спиной больше никого нет.
- Сколько партнеров у вас в России? На какое количество вы рассчитываете?
- На данный момент у нас порядка 30 партнеров, самый крупный из которых «Нидан». Со всеми ключевыми клиентами мы уже работаем. Другое дело, что в пищевом бизнесе мы значительно превосходим нашего конкурента. Например, наше оборудование позволяет упаковывать жидкие супы, а также заменять жестяные консервные банки на картон. Таким образом, потенциал роста есть.
- Вы также работаете с «Мултоном». Какова структура вашего сотрудничества?
- «Мултон» в 2005 году вошел в состав Coca-Cola, с которой мы тесно сотрудничаем по всему миру. Поэтому было вполне логично использовать наработанные связи и в России. Необходимо отметить, что наше решение в области упаковки оказалось приемлемым и в достаточной мере инновационным, чтобы удовлетворить российскую сторону. Мы не можем раскрывать всех финансовых деталей сделки, но в данном случае речь идет об инвестициях объемом несколько миллионов евро.
- Сколько вы планируете вложить в российский рынок в ближайшие три-пять лет и в какие проекты?
- Цифр мы не называем, можем лишь говорить о миллионах евро вложений. Основные наши усилия будут сосредоточены на развитии собственного представительства в России. Мы планируем серьезно развивать логистическое подразделение, отдел продаж, маркетинг, а также послепродажный сервис.
- Ваш конкурент Tetra Pak строит уже третье предприятие в России, тогда как у вас пока нет собственного производства. За счет чего вы планируете конкурировать с Tetra Pak?
- Наша политика во всем мире заключается в том, что мы стремимся достигнуть определенного объема продаж и только после этого принимаем решение о строительстве собственного производства. В России мы уже подошли к этому пределу - 1 млрд упаковок ежегодно, поэтому теперь мы не видим будущего без строительства собственного завода. Сейчас мы оцениваем возможные варианты и занимаемся подбором площадок.
- В какую сумму вам обойдется собственный завод в России и где вы хотите его разместить?
- Если мы говорим о полноразмерном заводе, то речь идет примерно о 80 млн евро. Вероятнее всего он будет построен в Московской области, поскольку 80% наших клиентов находятся именно в этом регионе.
- Как вы будете продвигать свою продукцию?
- Мы производители оборудования и вполне резонно полагаем, что наши клиенты значительно лучше нас знают местный рынок продукции. Они знают, как в него войти, какой продукт предложить. Мы же, со своей стороны, отслеживаем рыночные тенденции в упаковке и предлагаем нашим клиентам маркетинговые исследования и широкий спектр решений в этой области, максимально отвечающий запросам потребителей. Кроме того, наши специалисты осуществляют установку, отладку и послепродажный сервис оборудования. Поэтому наше продвижение в основном осуществляется на уровне b2b.
- А какие преимущества вы «продаете» потенциальным клиентам на переговорах?
- Дело в том, что наше оборудование было разработано относительно недавно, поэтому оно способно производить широкий ряд инновационных упаковок. Однако наш бизнес системный: нельзя сравнивать напрямую машину с машиной, есть масса других показателей, к примеру упаковочный материал, расходные материалы, конечная производительность. По последнему показателю наши системы гораздо выше, что позволяет нашим клиентам развиваться.
- Недавно произошло слияние компании SIG Combibloc и новозеландской RANK Group. Как вы оцениваете эту сделку?
- Очевидно, что для нас это шаг вперед, поскольку одновременно RANK приобрела американскую компанию International Paper Beverages, которая предлагает решения для продуктов с короткими сроками хранения. Теперь объединенная компания имеет гораздо больше шансов на успешное развитие.
Вальтер Шефферс родился 15 августа 1946 года. В компанию SIG Combibloc пришел работать в июне 1969 года служащим экспортного департамента. Занимал должности в различных офисах компании, в том числе работал вице-президентом по маркетингу, продажам и сервисному обслуживанию в США. В 1989 году стал директором по маркетингу компании, а в январе 1997 года был избран председателем совета директоров SIG Combibloc в Западной Европе.
Компания SIG Combibloc входит в состав холдинга SIG Holding AG со штаб-квартирой в Швейцарии, специализируется на разработке и производстве асептической упаковки и оборудования для розлива молока, соков, негазированных напитков, вина, супов, соусов, детского питания с длительным сроком хранения. В состав группы входят семь заводов по производству упаковки и один завод по производству разливочных автоматов. Оборот SIG Combibloc в 2006 году составил 1,21 млрд евро, продано около 17 млрд единиц упаковки. Среди ведущих мировых клиентов SIG Сombibloc - Coca-Cola, Refresco, Gerber Emig, Friesland Foods, Conserve Italia, Humana. В России компания работает с 1997 года. Основные клиенты - «Нидан», «Мултон», «Лебедянский», «Вимм-Билль-Данн», «ПепсиКо».