ОАО "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" (ВБД) открыло в Курской области завод по выпуску детского питания мощностью 16 тыс. банок в час. Объем вложений в приобретение актива и его модернизацию составил более 200 млн евро. До 2010 года ВБД планирует увеличить выручку в сегменте детского питания в четыре раза - до $400 млн. По мнению аналитиков, компания не опередит лидера сегмента фруктового детского питания - холдинг "Лебедянский", но сумеет закрепиться на быстрорастущем рынке до его насыщения.
Как объяснил пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин, компания фактически построила новый завод на базе ООО "Экспериментальный комбинат детского питания" (Фатежский район, Курская область), заменив до 90% оборудования. Объем вложений, включая приобретение актива и его модернизацию, составил более 200 млн евро. Проектная мощность предприятия - 16 тыс. банок фруктового пюре и сока в час. Таким образом, ВБД рассчитывает "усилить позиции в растущем сегменте фруктового детского питания" и к 2010 году увеличить выручку в нем в четыре раза - с $117 млн до 400 млн. К настоящему времени продукция холдинга уже представлена в сегменте детских консервов (фруктовые и овощные пюре), но ВБД намерен расширять линейку за счет быстрорастворимых каш (сейчас небольшие партии выпускаются на заводах группы "Нутритек") и заменителей грудного молока.
Отечественный рынок детского питания аналитики признают одним из самых быстрорастущих (до 30% в год). Причем эксперты прогнозируют сохранение не менее чем 20-процентных темпов роста за счет увеличения потребления детского фабричного питания в регионах России и постепенной стабилизации демографической обстановки в стране. Ведущие производители пытаются максимально увеличить объемы выпускаемой продукции. Но если ВБД пошел по пути приобретения готового актива, то соковый холдинг "Лебедянский" на основной площадке в Липецкой области сейчас строит цех по выпуску детского питания.
Директор по связям с общественностью "Лебедянского" Александр Костиков вчера не исключил, что в перспективе холдинг построит новый завод, ориентированный на выпуск детской продукции, а также признал целесообразными действия конкурентов. По его мнению, кроме быстрого роста рынка, аргументом в пользу развития фруктового направления для компании, производящей детское питание, является необходимость развития всех сегментов. Аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская сообщила, что лояльность потребителя к торговой марке тем выше, чем шире товарная линейка. По ее мнению, наиболее "гармоничным" производителем детского питания можно считать Nutricia (брэнды Nutrilon, "Малютка", "Малыш"), который предлагает разнообразную продукцию (как фруктовую, так и молочную) для возрастной категории до трех лет. Впрочем, ВБД, по словам госпожи Бобровской, отстает от своих конкурентов во фруктовой составляющей, а также в выпуске детской молочной продукции для новорожденных. "Компания действует из стратегических соображений: через два-три года выходить на рынок детского питания будет поздно и дорого", - уверена эксперт.
По мнению Ольги Самарец из инвесткомпании "Проспект", закрепиться в фруктовом сегменте для ВБД сейчас проще, чем, например, на рынке продуктов для новорожденных, где конкуренция слишком высока. "Рынок продуктов прикорма не настолько насыщен, а лояльность потребителя к одной торговой марке там проявляется не так ярко - покупатель может менять предпочтения каждый день", - пояснила госпожа Самарец. Она добавила, что, если ВБД реализует свои намерения по фруктовой составляющей, где его позиции "не радужны", прирост в сегменте детского питания будет "значительным".
По мнению Михаила Красноперова из "Метрополя", ВБД в любом случае не составит конкуренцию "Лебедянскому", который ежегодно показывает рост в 30% в денежном выражении и продолжает увеличивать мощности. По оценке господина Красноперова, доля "Лебедянского" в сегменте фруктового детского питания составляет около 28% в натуральном выражении, тогда как ВБД - 8%. А ближайший конкурент, с которым компания может побороться за второе место, - Азовский комбинат детского питания.