Законодательство: Российская власть в последние годы целенаправленно проводит политику, связанную с повышением качества жизни граждан. Первоочередной проблемой в данной сфере является обеспечение безопасности продуктов питания
Страны-участницы Европейского союза давно взяли курс на гармонизацию законодательства, обеспечивающего безопасность и качество продовольственных товаров. Изучение опыта зарубежных коллег поможет соблюсти конституционные права российских потребителей и позволит контролирующим органам в полной мере исполнять свои обязанности.
Европейский опыт
В странах Европейского союза с целью оценки соответствия продовольственных товаров европейским стандартам используется так называемая система модулей. Модули (всего их восемь) являются совокупностью определенных процедур, например, таких как декларация о соответствии, оценка системы качества, различные испытания, сертификация и др. Разработчики данной системы добились того, что модули представляют собой независимые звенья в общей схеме проверки соответствия, и в то же время одни гармонично дополняют другие.
Модульная схема обеспечивает выбор метода подтверждения соответствия адекватно уровню потенциальной опасности определенной категории продовольственных товаров, чем в лучшую сторону отличается от отечественных способов сертификации. Директива ЕС, которая предъявляет требования к безопасности продукции (аналог российского технического регламента), обычно предписывает использование нескольких модулей. Выбор остается за изготовителем или поставщиком продукции.
Процедура оценки соответствия продукции в Европейском союзе проходит в смешанном составе: активно участвуют и орган по сертификации, и изготовитель (поставщик). С одной стороны, используется такой инструмент как заявление-декларация, заполняемый поставщиком, с другой, присутствуют традиционные атрибуты сертификации – знак и сертификат соответствия.
Подобная совокупность действий изготовителя и уполномоченного органа по сертификации позволяет сделать вывод о том, что модульная система на практике является не только способом оценки соответствия, но еще и способом обеспечения соответствия. Еще одним достоинством системы можно назвать тот факт, что изготовитель, учитывая состояние и условия рынка, может самостоятельно выбрать модуль (или модули) в установленных надлежащими директивами пределах.
Что касается российского законодательства в этой области, то положения Федерального закона «О техническом регулировании» имеют как определенное сходство с модульной системой, установленной Директивой Европейского союза 93/465/ЕЭС в части декларирования соответствия, так и существенные различия.
Российские схемы декларирования не дают возможности использовать отдельные элементы модулей. Например, отечественным законодательством не предусмотрено применение таких процедур, как сертификация типа, оценка системы качества, инспекционный контроль задекларированного товара, анализ техдокументации, сертификация проекта. В итоге страдает общая гармонизация схем модульного контроля, принятого в Евросоюзе, и обязательного подтверждения соответствия, установленного российским законодательством.
К слову, в Госдуму поступал законопроект, закрепляющий определение такого понятия, как «схема подтверждения соответствия», которое отсутствует в действующем законодательстве Российской Федерации. Но по каким-то причинам силу закона документ так и не приобрел, возможно, это определение будет дано в ближайшем будущем.
Термины «схема обязательного подтверждения соответствия», «схема подтверждения соответствия», «схема сертификации», «схема декларирования соответствия» применяются в различных статьях федерального закона «О техническом регулировании». Но определения этих понятий закон не содержит, так же как и механизмов по их практическому применению.
В итоге, сертифицирующие органы нередко применяют неоправданно жесткие и, как правило, дорогостоящие схемы для подтверждения соответствия, не учитывая при этом уровень потенциальной опасности продовольственных товаров, подлежащих сертификации. По мнению многих экспертов, необходимо в срочном порядке законодательно закрепить условия применения способов и схем подтверждения соответствия продовольственных товаров установленным стандартам.
Четкое закрепление указанных условий позволит резко снизить уровень злоупотреблений со стороны уполномоченных органов по сертификации при выборе схем, подтверждающих соответствие, – об этом свидетельствует опыт европейских стран.
К сожалению, одного лишь законодательного урегулирования механизмов сертификации недостаточно для обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров. Многочисленные исследования показывают, что без выявления и последующего пресечения случаев торговли некачественными или фальсифицированными товарами невозможно обезопасить россиян.
Различные проверочные мероприятия контрольно-надзорных органов выявляют подобные факты. В настоящее время контролирующие органы не в состоянии в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным нормативным обеспечением деятельности по рассмотрению дел о несоблюдении требований к качеству и безопасности продукции.
российские реалии
Современное российское законодательство закрепляет право граждан приобретать качественные и безопасные для жизни и здоровья товары, а также гарантирует многоуровневую защиту прав потребителей. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» закрепляет возможность применения мер, направленных на пресечение нарушений законодательства, устанавливающего требования к качеству продукции, и привлечения правонарушителей к административной ответственности.
Обязанность следить за качеством импортных и отечественных продовольственных товаров возложена на многочисленные государственные органы исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с полномочиями они призваны выявлять и устранять нарушения норм действующего законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности.
Также в компетенцию данных органов входит восстановление нарушенных прав потребителей, привлечение к ответственности виновных лиц и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение разного рода нарушений правил продажи и сертификации продовольственных товаров.
Законы «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» устанавливают, что органами, имеющими право применять санкции административного характера к лицам, нарушающим действующее законодательство в области качества и безопасности продукции, относятся: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно статьям 10.8, 14.4, 14.5, 14.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, контролирующие органы вправе применять к правонарушителям в качестве основной санкции преимущественно штрафы. Конфискация же продукции, несоответствующей требованиям качества и безопасности для жизни и здоровья людей, является лишь дополнительной, альтернативной мерой.
Многие специалисты в области безопасности продовольствия считают, что продукция, не отвечающая требованиям закона, должна изыматься из оборота в обязательном порядке. Ведь оборот продукции, не имеющей необходимых сопроводительных документов, не промаркированной соответствующим образом, противоречит законодательству о качестве и безопасности продовольственных товаров. Кроме того, наличие подобной продукции на прилавках магазинов и в других торговых точках посягает на права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст. 41).
В данном случае органы государственного контроля и надзора имеют право и должны более активно изымать некачественную, небезопасную, фальсифицированную продукцию. Тем более что изъятие предусмотрено в качестве меры пресечения по делам о привлечении к административной ответственности (статья 27.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Не стоит забывать, что обязанность по изъятию из оборота опасной и некачественной продукции возложена законом и на самого владельца продовольственных товаров. Об этом прямо сказано в статье 24 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». К сожалению, эта обязанность редко исполняется владельцами без внешней мотивации со стороны контролирующих органов, что говорит об общей правовой безответственности производителей и продавцов продовольственных товаров.
На основании анализа норм действующего законодательства, регулирующего деятельность надзорных и контролирующих органов в области обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров, можно сделать вывод, что для более эффективной работы этих органов необходимо внести дополнения в некоторые законодательные акты.
В первую очередь, надо предоставить контролирующим органам право не только изымать из оборота некачественные и небезопасные пищевые продукты в качестве меры обеспечения административного производства, но и выносить постановления о проведении экспертизы безопасности, а при необходимости и об утилизации (уничтожении) изъятых продовольственных товаров.
Автор: Вадим Евграфов
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» 2010 №04