ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
на главную | реклама | контакты | помощь | рассылка  

Обзор московского рынка безалкогольных газированных напитков

Исследования компании «Бизнес Аналитика»

 

   В рассматриваемую в данной статье категорию газированных напитков входят безалкогольные напитки, содержащие углекислый газ, подслащенные и/или с добавлением консервантов. К таковым относятся, в частности, напитки на основе колы, лимонады и фруктовые газированные напитки, тоники, а также бутилированные квасы.


  На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2006 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается - в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40-45 литров таких напитков и более.


  В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Иными словами, несмотря на увеличение объемов продаж газированных напитков, в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается. Очевидно, в значительной степени это обусловлено тенденцией увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газировки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно.


  Другая причина заключается в расширении ассортимента безалкогольных напитков, предлагающихся российскому потребителю: в последние годы здесь появились целые новые категории, например холодные чай и кофе. И хотя эти напитки пока недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.


  Для рынка газированных безалкогольных напитков характерна ярко выраженная сезонность. На емком столичном рынке летом ежемесячные продажи увеличиваются на 20-25% по сравнению со среднегодовым уровнем. В других городах, где в целом потребление менее развито, в сезон всплеск продаж еще более ощутим и достигает 30-40%.


  СТРУКТУРА РЫНКА


  При дальнейшем анализе ограничимся рассмотрением лишь московского рынка газированных безалкогольных напитков как наиболее емкого и конкурентного.


  Распределение продаж газированных напитков по вкусам во многом обусловлено структурой продаж лидирующих на рынке международных гигантов - компаний The Coca-Cola Company и PepsiCo.


  Чуть более трети общих продаж безалкогольных газированных напитков в денежном выражении обеспечивается напитками со вкусом колы. Практически весь объем сегмента приходится на продажи двух мировых лидеров индустрии безалкогольных напитков, доля отечественных игроков здесь несущественна. В то же время в качестве интересной тенденции развития категории можно отметить активизацию крупнейших розничных операторов, выпускающих колу под собственными торговыми марками: «Перекресток», «Пятерочка», «Седьмой Континент», «Тандер» (сеть «Магнит») и другие.


   Вторую и третью строки в рейтинге наиболее популярных вкусов занимают «лимон» и «апельсин». На следующей позиции располагается квас - категория, в последние годы демонстрирующая наиболее динамичное развитие: по имеющимся оценкам, за последний год общий объем продаж сегмента вырос примерно вдвое (табл. 1).

 

  Традиционно популярный напиток в последнее время привлекает многих производителей. Среди новых игроков этого сегмента можно отметить появившееся на рынке в 2006 году ОАО «Дека» (Великий Новгород) с маркой «Никола». Среди сетевых операторов квасы под собственной торговой маркой продают «Виктория» (сети «Дешево», «Квартал»), «Копейка», «Перекресток» и другие.


  Крупнейшим игроком категории остается ЗАО «МПБК «Очаково»: на его долю приходится более 2/3 продаж бутилированных квасов на московском рынке.


  В то же время для этой категории в наибольшей степени характерны сезонные колебания продаж. Квас воспринимается потребителем как «летний» напиток, и значительная часть производителей ориентирована на выпуск этих напитков только в летние месяцы, тогда как зимой их производство сокращается или совсем прекращается.


  Основной тарой для безалкогольных газированных напитков остается ПЭТФ-упаковка различной емкости (табл. 2). В Москве почти 90% общих продаж рассматриваемой категории в стоимостном выражении составляют напитки, разлитые в ПЭТФ-бутылки. Из них чуть меньше 40% приходится упаковки емкостью 2 литра и более. Чуть меньше четверти продающихся на столичном рынке газированных безалкогольных напитков разливается в порционные ПЭТФ-бутылки емкостью меньше 1 литра. Еще почти столько же приходится на средние упаковки - от 1 до 2 литров: в основном это литровые и 1,5-литровые бутылки.

 

  Динамика спроса на упаковки различной емкости подвержена сезонным колебаниям. В летний период возрастает доля небольших порционных упаковок - 0,5 литра, а также отмечается рост продаж 1,5-литровых бутылок. Причем увеличение доли продаж напитков в упаковке 1,5 литра во многом связано с сезонным ростом продаж квасов, которые разливаются, главным образом, в такую тару. В свою очередь доля 2-литровых емкостей в летний период снижается.


  Что касается других видов упаковки, таких как стеклянные бутылки и алюминиевые банки, то их доли, по сравнению с ПЭТФ, остаются небольшими, хотя и здесь можно отметить явный рост.   Следует заметить, что средняя цена напитков в стеклянных и алюминиевых упаковках заметно выше, чем в пластике.


  Для сравнения также можно отметить, что на региональных рынках суммарная доля ПЭТФ-упаковки практически такая же, как в столице, однако распределение продаж между упаковками различной емкости заметно отличается. Такая ситуация во многом связана с тем, что в регионах больший удельный вес имеют отечественные производители (в основном локальные компании), в структуре продаж которых преобладает ПЭТФ среднего размера. В то же время доли транснациональных игроков (Coca-Cola и PepsiCo), продающих свои напитки главным образом в большой упаковке, несколько ниже, чем в Москве.


  КРУПНЕЙШИЕ ИГРОКИ


  Как уже было сказано, российский рынок газированных безалкогольных напитков контролируется крупнейшими международными компаниями - The Coca-Cola Company и PepsiCo (табл. 3).

 

  На столичном рынке на долю этих компаний суммарно приходится более 70% общих продаж категории по стоимости и более 60% - в натуральном выражении. При этом если Coca-Cola продолжает укреплять свои позиции, то доля PepsiCo за рассматриваемый период существенно снизилась.


  Следующую строку в рейтинге занимает столичная компания «Очаково», существенно укрепившая свое положение за последний год, прежде всего за счет продаж кваса.


  Далее примерно с равными долями по итогам продаж в январе-октябре 2006 года следуют двух подмосковных производителей, также предлагающих потребителям достаточно дорогую продукцию: ООО «МегаПак» (марка Hoop), заметно увеличившее свой удельный вес за рассматриваемый период, и «Ост-Аква» (ТМ «Напитки из Черноголовки»).


  Доли ООО «Слимкомпани» (Москва) и холдинга «Ранова» в стоимостном выражении невелики, однако в рейтинге продаж в натуральном объеме их позиции существенно выше: по итогам за 10 месяцев 2006 года, они занимают четвертую и пятую строки с долями 5,7 и 4,1% соответственно.


  Важно отметить тот факт, что для рынка газированных напитков характерны существенные региональные различия: на нем присутствует огромное число локальных производителей, деятельность которых ограничивается рамками своих и, в лучшем случае, соседних регионов, где они занимают существенные доли рынка.


  Рассматривая положение компаний - производителей газированных безалкогольных напитков в масштабах всей страны, можно отметить те же особенности: во всех регионах рынок контролируют крупнейшие международные компании, в то время как масштабы деятельности отечественных производителей ограничиваются рамками «своих» регионов.


Coca-Cola лидирует во всех регионах России. Наибольшую долю в объеме продаж компания занимает в Дальневосточном округе - более 60% рынка. Самая низкая доля отмечается в Центральном округе (без учета продаж в Москве и Московской области) - чуть более четверти.


  PepsiCo уступает своему основному конкуренту на всех рынках, при этом, например, в Центральном регионе мировой гигант занимает лишь третью позицию, пропустив вперед также ООО «ПК «Мастер».


  Среди отечественных производителей важно отметить МПБК «Очаково», занимающее неплохие позиции в Московском регионе, а также в Южном округе; компанию «Мастер», которая входит в число 10 крупнейших производителей во всех регионах, кроме Юга и Сибири; «Слимкомпани», чья продукция достаточно широко распространена в Северо-Западном и Центральном округах, включая столичные регионы.


  Говоря о перспективах дальнейшего развития рынка безалкогольных газированных напитков, можно отметить, что продолжится его активный рост, хотя темпы роста продаж в ближайшие годы постепенно снизятся. К 2008 году среднедушевое потребление, предположительно, превысит 40 литров в год.

 

Автор: Снежана Равлюк

 

RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET MAGAZINE, 03-04-2007

Хотите получать интересные статьи и свежие новости рынка? Подпишитесь на рассылку
Администрация сайта не несёт ответственности за комментарии третьих лиц к статьям, размещённым на ресурсе.
Администрация сайта оставляет за собой правой удалить комментарий без объяснения причин.

Комментарий:

Ваше имя:

Код на картинке:



<< Вернуться к списку статей

[30-09-2021] В Псковской области Россельхознадзор запретил вывоз 5 собак, следующих из Республики Беларусь
[28-09-2021] Северо-Западное межрегиональное управление Россельхознадзора напоминает основные правила профилактики бешенства
[27-09-2021] 21 тонна клюквы отправилась на экспорт из Ленинградской области в Литву
[22-09-2021] В деревне Долосцы, расположенной на российско-белорусском участке государственной границы РФ в Псковской области, должностным лицом Управления Россельхознадзора осуществлен ветеринарный контроль 14 то
[21-09-2021] В Псковской области 14 тонн форели «не доплыли» до московского получателя из-за выявленных Управлением Россельхознадзора нарушений
[17-09-2021] Более 1000 кенийских роз и голландских гвоздик будут уничтожены в Псковской области
[16-09-2021] Свыше 110 тыс. тонн плодоовощной продукции ввезено через Псковскую область с начала года под контролем Управления Россельхознадзора
[15-09-2021] В Псковской области почти полтонны белорусского картофеля, тыквы и кукурузы не допущены к ввозу Управлением Россельхознадзора на территорию Российской Федерации
[14-09-2021] Перевозимые с многочисленными нарушениями 8,5 тонн белорусской говядины возвращены Управлением Россельхознадзора отправителям
[14-09-2021] С начала года должностные лица Северо-Западного межрегионального Управления Россельхознадзора осуществили ветеринарный контроль 130 тыс. тонн продукции животного происхождения
28 Декабрь, 6:45
Вход для клиентов:


Поиск по сайту:
Ближайшие выставки: