- Как будет развиваться соковое направление в России?
- На соковом рынке ситуация более развитая. Есть сильные компании, которые массированно инвестируют средства в развитие упакованной продукции. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы постоянно диверсифицировать свой портфель, предлагают новые продукты. Если мы посмотрим на структуру потребления соков и нектаров в России, то увидим, что наибольший уровень потребления на душу населения сосредоточен в крупнейших городах. Здесь он в 3-4 раза превышает уровень потребления в регионах. В Москве, например, потребление соков составляет 44 л в год на душу населения, что сопоставимо с уровнем потребления в Германии. В остальной части страны этот показатель значительно ниже и составляет 14-15 л. Но мы ожидаем, что региональный рынок будет развиваться по мере роста покупательной способности.
- За счет чего произойдет рост потребления соков?
- Мы стремимся достигать этого путем тесного взаимодействия с клиентами. Разрабатываем новые области, предлагаем новые продукты. Иногда реализуем совместные программы. Одним из наших преимуществ как глобальной компании является то, что мы имеем возможность использовать лучший опыт, который накоплен в других странах мира, для нашей работы в России.
- У ваших клиентов постоянно происходит процесс консолидации. Для Tetra Pak это выгодно? Можно ведь получить новых клиентов, не прикладывая к этому усилий.
- В процессе консолидации, как и в любом другом, есть и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, увеличиваются темпы развития, крупные локальные компании выходят на глобальные рынки. Но с другой - возрастают требования по снижению производственных издержек, усиливается конкуренция.
- Допустим, что один производитель сока поглощает другого, при этом одна из компаний работала с SIG Combibloc, а вторая - с Tetra Pak. С каким производителем упаковки заключит контракт объединенная компания?
- Это во многом зависит от того, какой у компаний был опыт сотрудничества с поставщиками. Обычно происходит так: компании проводят сравнение положительных и отрицательных сторон взаимодействия с производителями упаковки и пытаются найти такое решение, при котором положительные стороны будут максимизированы, а недостатки - устранены. Естественно, мы пытаемся постоянно предлагать лучшие условия. Слияния происходят постоянно, и мы не можем себе позволить, чтобы какая-либо компания решила, что мы хуже, чем наши конкуренты.
- Проблемы с антимонопольными ведомствами не возникают?
- До сих пор таких проблем не было.
- Насколько успешно винное направление Tetra Pak?
- Крупные региональные производители во Франции, Италии, Испании, Аргентине и Чили в сегменте столового вина стали переходить на картонную упаковку еще 10-15 лет назад. Сейчас там доля столового вина, которое продается в картонной упаковке, составляет от 50% до 80%. Это произошло по тем же причинам, которые касаются и остальных видов продуктов: упрощается дистрибуция, гарантируется качество.
Россия удваивает показатели по потреблению нашей упаковки в винном сегменте в последние 2-3 года. По итогам 2006 г. объем продаж составит 100 млн упаковок. При этом мы видим потенциал для роста. Я уверен, что мы сможем увеличить нашу долю на российском рынке вина до 20%. Стоит отметить, что Россия - уже четвертый в Европе производитель вина в картонной упаковке после Италии, Испании и Франции.
- Какие еще виды продуктов вы рассматриваете как потенциально интересные?
- Сильной стороной компании является то, что мы ищем какие-то местные продукты, которые могут лучше дистрибутироваться и продаваться за счет использования нашей упаковки. В России большое будущее за различными кисломолочными продуктами, характерными для России. В Европе ими могут стать томатная паста и пюре, но для этого необходимо масштабное производство. В долгосрочной перспективе основными локомотивами нашего роста останутся молочные продукты, соки и нектары.
- Как будет расти спрос в России?
- Россия - это фантастическая страна с громадным потенциалом. Самым крупным рынком для нас является китайский, хотя еще шесть лет назад Китай не входил даже в десятку ведущих рынков Tetra Pak. Второй по величине рынок - Бразилия, третий - Германия. Сейчас Россия стала седьмым по величине рынком для Tetra Pak, но я считаю, что она сможет подняться в этом рейтинге на более высокие позиции. Видя потенциал роста пищевой промышленности в России, я полагаю, что она может подняться на четвертую позицию в ближайшее время.
- У компании уже есть заводы в Краснодарском крае и подмосковном Королеве. Почему вы решили построить третий завод в Лобне? Чем вы руководствуетесь при выборе места строительства?
- Смотрим в будущее, анализируем, какие регионы будут генерировать основной рост. Проводим анализ расположения потенциальных потребителей, откуда поступает сырье. На основе этих факторов выбираем оптимальное расположение производственной площадки.
- В прошлом году Tetra Pak запустила рекламную кампанию в российских СМИ. Кто является ее целевой аудиторией - клиенты компании или конечные потребители?
- Наши рекламные кампании, как правило, всегда направлены именно на конечного потребителя. В разных странах бывает до 100 клиентов, которым мы поставляем упаковку, и для них продвигать нашу продукцию гораздо эффективнее в других форматах, чем в форме рекламных акций. Но при этом не упускаем из виду и работу непосредственно с клиентами. Такое сочетание усилий приносит наилучший результат.
Ведомости