По крайней мере с таким требованием выступили боливийские производители коки. Они объявили это растение своим национальным достоянием, которое "никто не имеет права использовать в коммерческих целях за пределами республики".
В течение трех дней специально созданная по инициативе "кокалероc" конституционная комиссия обсуждала один вопрос: имеют ли право иностранные компании использовать в своих названиях слово "кока". Против кого конкретно было направлено разбирательство, очевидно. "Как Coca Cola может продавать свои безалкогольные напитки по всему миру, в то время как в отношении Боливии действует запрет на экспорт продуктов с кокой?!" -- негодовали участники встречи. В результате был вынесен единогласный вердикт. Комиссия постановила: Coca Cola должна немедленно прекратить "нелегальное использование национального боливийского бренда".
Если американцы к рекомендациям не прислушаются, боливийцы готовы обратиться в ООН. Там-то уж точно рассудят, кто прав. Ведь прецедентов немало -- свои права удалось отстоять и французам с шампанским и коньяком, и итальянцам с пармезаном, и грекам с сыром фета. Почему в таком случае к Боливии применяются "двойные стандарты"?
Тем более что кока -- настоящая "национальная марка". Ее даже на гербе Боливии недавно предложили изобразить -- вместо оливковых ветвей и лавровых венков. Они-то в отличие от коки, культивируемой на территории Боливии более тысячи лет, никакого отношения к стране не имеют -- у них происхождение европейское.
Известия