Вчера компания "Солярис-Аква Плюс", продающая на территории России осетинскую минеральную воду "Багиатти", распространила сообщение, в котором предупреждает, что на рынке появилась одноименная вода неизвестного производителя. В "Солярисе" считают, что ее производит Завод минеральных вод Ессентуки, и собираются отстаивать свои права на марку в суде. Однако претензии "Соляриса" участникам рынка и адвокатам кажутся странными: оригинальный бренд "Багиатти" сам имитирует "Боржоми", и, защитив его, компании все равно не избежать претензий от GG&MW.
Марки - клоны "Боржоми", в числе которых называются "Багиатти" компании "Солярис-Аква Плюс" и "Нагутская-26" компании "Русский Боржомъ", стали появляться на рынке после запрета на реализацию в России воды "Боржоми", введенного в мае 2006 года. Тогда производитель "Боржоми" - холдинг GG&MW/IDS - пообещал бороться с имитациями и в данный момент втянут в судебное разбирательство с "Русским Боржомом".
По оценкам "Бизнес Аналитики", на долю "Боржоми" по итогам 2005 года приходилось 13,5% розничных продаж в Москве, а по итогам первого полугодия 2006 года - 10%. Во втором полугодии 2006 года на марки вод "Нагутская" и "Багиатти" приходилось соответственно 0,24 и 0,16% столичного рынка (по стоимости).
Теперь защищать "интеллектуальную собственность" решили и сами производители марок-клонов. Как рассказал РБК daily генеральный директор компании "Солярис-Аква Плюс" Алексей Бугременко, претензии его компании адресованы производителю минеральной воды "Нагутская-26", разместившему на этикетке надпись "Багиатти", которая была в прошлом году зарегистрирована "Солярисом" в Роспатенте. Однако назвать этого производителя г-н Бугременко затруднился: информация об этом отсутствует на бутылке.
По догадкам г-на Бугременко, производителем воды является компания "Завод минеральных вод Ессентуки". "До недавнего времени на российском рынке продавалась минеральная вода "Нагутская" двух производителей: "Русского Боржома" и компании "Минводы Пищепродукт", однако появившаяся на днях вода произведена в станице Суворовской - именно там размещает свои заказы Завод минеральных вод Ессентуки", - объясняет г-н Бугременко.
Этикетка этой воды очень напоминает этикетку минералки производства компании "Русский Боржомъ", а название копирует уже зарегистрированный "Солярисом" в Роспатенте бренд "Багиатти". Судя по сообщению "Соляриса", в адрес производителей псевдо-"Багиатти" уже направлены претензии в ФАС и Генпрокуратуру. "Отсутствие информации о производителе воды - прямое нарушение законодательства, а копирование нашего бренда вводит потребителей в заблуждение", - считает г-н Бугременко. Однако в управлении контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС РФ о жалобе "Соляриса" пока ничего не слышали.
Пресс-секретарь GG&MW/IDS Сергей Рыбак отметил, что компания приветствует решение "Соляриса" отстаивать права на марку в суде: "Очевидно, теперь компания поняла, как нелегко видеть, когда твои наработки и идеи используют другие компании, зарабатывая на этом деньги". "Сложно понять, кто в этом случае нарушает чьи права, учитывая то, что первоначально обе эти компании нарушили права производителя "Боржоми" - компании GG&MW", - отмечает глава юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. По его словам, любые иски этих компаний друг к другу выглядят странно, так как обе компании паразитируют на бренде "Боржоми" и пытаются занять его место на рынке.
В то же время в "Солярисе", похоже, намерены отказаться от ассоциаций с "Боржоми" и усилить позиции марки на рынке. Сейчас в компании проводят рестайлинг этикетки "Багиатти" и рассчитывают с апреля запустить рекламную акцию в поддержку обновленного бренда.
Директор по маркетингу компании "Висма" (бренд "Архыз") Наталья Селезнева считает это верным решением: "Строить бренд на ассоциации с другим не имеет смысла: когда "Боржоми" вернется на рынок, потребитель забудет о марках-имитациях". Директор по продажам и маркетингу московского представительства "Кавминвод" (вода "Новотерская") Антон Чехов оценивает минимальные инвестиции в запуск нового бренда в национальном масштабе в 3-4 млн долл.