По данным экспертов, мировой рынок бутилированной воды переживает острейший кризис. На протяжении последних 10 лет потребление воды в мире росло более чем на 10% в год, в 2009 году рост рынка не превысит 1- 2%, пишет Российская газета.
По прогнозу голландского маркетингового агентства Innova Market Insights BV, в этом году объем рынка бутилированной воды сократится на 1 процент в сравнении с показателем 2008 года. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин оценивает объем российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в 1,5 - 2 миллиарда долларов (примерно 30 - 40% всего рынка безалкогольных напитков). Последние несколько лет этот рынок показывал ежегодный рост на уровне 20%, однако в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить даже 25 - 30%, - полагает аналитик.
По словам президента Союза производителей бутилированных вод России Алены Кондратьевой, первыми кризис ощутили на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования (кулеры, помпы, бутыли и т.п.). У некоторых из них спрос снизился на 40%. Ряд крупных производителей бутилированной воды, которые планировали приобрести оборудование для розлива, отказались от этих намерений, объясняя свое решение сложностью в получении кредитных средств, значительным повышением процентных ставок, а также сворачиванием программ по перевооружению или расширению производства. Крупнейшая компания по производству бутылей в конце 2008 года остановила два своих производства. Компании по доставке воды также ощутили небольшое снижение продаж.
Наиболее сильно кризис затронул производителей бутилированной воды в промышленных регионах, где велика доля градообразующих предприятий. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что отражается на потреблении кулерной питьевой воды.
Спад потребления составил, по разным оценкам, 10 - 15% и пришелся преимущественно на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал. Покупать оставшимся сотрудникам воду в бутылках стало дороговато в том числе и потому, что падение рубля, как отмечают эксперты, ведет к повышению цен на поликарбонатную тару, так как сырье для нее покупают за границей, а стало быть, и конечная продукция стала дороже.
Интересно, что по прогнозу Innova Market Insights BV сегмент рынка ароматизированной воды и воды с добавками ожидает рост на 8%. Возможно, это поможет выжить во время кризиса не только производителям бутилированной воды, но и производителям тары.