Как сообщает rq.ru, российскому рынку соков угрожает рецессия. По данным компании Nielsen, рост продаж в натуральном выражении в 2008 году составил всего 4%, а нынешний год может стать самым тяжёлым для производителей этого напитка. Несмотря на это, объём рынка достигнет 93,4 миллиарда рублей, а средняя цена соковой продукции вырастет до 44,3 рубля за литр.
По мнению Екатерины Монаховой, менеджера по развитию бизнеса подразделения аудита розничной торговли компании Nielsen в России, снижение темпов роста для взрослеющего рынка — явление нормальное, а на результаты 2008 года большое влияние оказал финансовый кризис, понизивший уровень потребительского доверия и способность тратить.
Нужно отметить, что на рынке соков превалируют среднеценовой и эконом сегменты. Они составляют около 70% рынка соков в России.
Эксперты считают, что в нынешних условиях среднеценовой сегмент продолжит свой рост. Это подтверждают и опросы потребителей: 80% респондентов продолжают покупать сок, который покупали ранее, а 13% перешли на покупку более дешёвых соков.
Дальнейшее снижение покупательской способности в России может вызвать рост эконом сегмена. Тогда хорошие перспективы ожидают частные торговые марки, доля которых на данный момент составляет 4,5% в натуральном выражении.
Заметим, что ещё 5 лет назад российский рынок соков находился под контролем 4 местных производителей при отсутствии зарубежных компаний. Сегодня же доля международных компаний превышает 40%. По мнению экспертов, через несколько лет контроль над производством соков в России будут осуществлять всего два производителя.
Зарубежные компании уже купили 2 из 4 крупнейших производителей. Компания «Мултон» (ТМ «Добрый», Nico, Rich, Diva) в 2005 году была приобретена американской Coca-Cola, а компанию «Нидан» (ТМ «Моя семья», «Да!», «Чемпион») купила британская инвестиционная компания Lion Capital. Недавние события говорят о возможной продаже компании «Лебедянский» (ТМ «Фруктовый сад», «Я», «Тонус», «Долька») компании Pepsi.
По мнению экспертов, доля «Лебедянского» составляет 1/3 российского рынка соков , «Мултон» - 22%, «Нидан» - 18%, «Вимм-Билль-Данн» - 15%.
Пять лет назад среднестатистический россиянин выпивал 10-11 литров сока в год. Сейчас эта цифра увеличилась почти в 2 раза. В то же время среднедушевое потребление соков в США составляет около 32 литров в год, в Великобритании — 34 литра, в Восточной Европе — 22 литра. Интересно, что россияне отдают предпочтение яблочному, томатному и апельсиновому сокам.