Чай по-прежнему является популярным напитком во всем мире - финансовый кризис не снизил объемы экспорта чая из Китая. Зато изменились вкусовые предпочтения граждан. Так, россияне скоро начнут постепенно замещать черный чай фруктовыми и травяными, прогнозируют эксперты.
В Китае сохраняется рост экспорта чая, несмотря на общее снижение более чем на 20% китайского экспорта на фоне международного финансового кризиса, пишет китайская газета "Жэньминь Жибао".
По мнению участников российского чайного рынка, большинство россиян остаются потребителями традиционного черного чая. Вместо него россияне скоро перейдут на фруктовые и травяные чаи, говорят эксперты.
Чай по-русски
В последние несколько лет объем российского чайного рынка России показывал стабильный рост. По оценкам чайной компании «Май» (бренды «Curtis», «Майский» и «Лисма»), в 2008 году объем рынка (импорт-экспорт) не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил приблизительно 167 тыс. тонн. Как рассказала GZT.RU PR-директор компании «Орими Трэйд» (торговые марки "Принцесса Нури", "Принцесса Ява" "Принцесса Гита" и "Принцесса Канди") Мария Драбова, за последние полгода потребление чая в России не снизилось. «Напротив, мы отмечаем некоторое увеличение потребительской активности», - говорит Драбова. По оценкам компании, в структуре импорта в 2008 году китайский чай составил 8,8%, в 2007 - 8,9%.
Черные предпочтения
Наиболее востребованным и популярным в России по-прежнему остается черный чай - его доля в структуре рынка составляет 70-80%. Впрочем, по словам Марии Драбовой, компания наблюдает незначительное, но неуклонное снижение потребления традиционного черного чая и рост интереса к зеленому чаю, ароматизированным чаям, фруктовым и травяным, а также «нечайным» напиткам - гибискусу, матэ, ройбошу. Компания «Май» отмечает, что среди ароматизированных чаев потребитель отдает предпочтение традиционным для России вкусам: лимон, малина, земляника, вишня, черная смородина.
Не теряет свою популярность и создает серьезную конкуренцию традиционному рассыпному пакетированный чай. «Из форматов растет популярность чайных пакетиков, так как они значительно упрощают процесс приготовления любимого напитка», - рассказала изданию старший управляющий развитием торговой марки Lipton компании Unilever в России, Украине и Беларуси Ирина Нечаева. Помимо черного чая россияне проявляют растущий интерес к черному чаю с добавками и зеленому чаю, популярность которого активно росла в докризисный период.
Кризис и чай
На фоне кризиса во всех сегментах вырос спрос на более экономичные сорта, однако существенных изменений потребительских предпочтений на фоне кризиса не произошло. Просто потребитель стал более тщательно подходить к выбору продукта с точки зрения соотношения «цена-качество». «В ближайшем будущем в каждом ценовом сегменте будет активная ценовая борьба за потребителя», - говорят в компании «Май».
Росту популярности чая будет способствовать снижения потребления в ряде категорий каждодневного потребления, считает представитель компании «Орими Трэйд». «Это касается, прежде всего, лимонадов, соков и нектаров, бутиллированной воды», - говорит Мария Драбова. В ближайшем будущем можно ожидать роста чайного рынка в натуральном выражении, некоторого увеличения потребления чая за счет отказа от многих напитков, которые не являются для России традиционными - холодный чай, лимонады, бутиллированная вода. «На волне этого тренда можно ожидать дальнейшего роста спроса на фруктовые и травяные чаи. Потребитель воспринимает их как здоровые напитки, полезные для детей - в отличие от лимонадов, и как некоторую доступную альтернативу сокам и нектарам», - отметила эксперт.