На 5-10% к концу года может снизиться производство стеклянной пищевой тары. Такой прогноз делает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». «Картина довольно пестрая, но в среднем мощности заводов снизились на 10 процентов. Это в пределах колебания нормы, предприятия достаточно гладко выйдут из кризиса, потому как пили, пьют и будут пить», - подтверждает Александр Чесноков, заведующий отделом стандартизации и испытаний Института стекла.
По словам г-на Чеснокова, в России около 50 действующих стекольных заводов. Объем производства стеклянных бутылок (около 85-90% в структуре рынка) по итогам 2008 г. вырос на 12,4% до 12,1 млрд шт. Высокий спрос на стеклянную пищевую тару обеспечивал отрасли достаточно высокий темп роста в среднем на уровне 10-15%. Сейчас о росте, похоже, придется забыть. По данным Росстата, в январе - феврале этого года производство бутылок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 19,5% (723 млн шт.). «Мы полагаем, что по итогам года падение вряд ли будет столь существенным, так как снижение объемов производства основных потребителей стеклянной тары (пиво, алкогольная продукция) не будет достигать таких масштабов», - прокомментировал Alconews Максим Клягин.
Участники рынка согласны - коллапса не произошло, но кровь кризис все же попортил. «Произошло падение спроса на фирменную продукцию в связи с сокращением заказов компаний. Это, в свою очередь, привело к увеличению производства бутылки по ГОСТу, чтобы не впадать в многомиллионные убытки из-за остановки линий. Этот переизбыток повлек за собой очень мощный внутренний демпинг, который иногда достигал предела ниже себестоимости бутылки», - рассказали в пресс-службе ГК «Держава».
О том, что соотношение объемов производства гостовской и эксклюзивной тары пришлось пересмотреть, рассказали и в «РусьСтекло» (владеет двумя заводами, третий строится). Изменение предпочтений заказчика в сторону более дешевой тары привело к новому соотношению производства бутылок: вместо привычных 95% эксклюзива и 5% ГОСТа производилось, соответственно, 85% и 15%. Однако после непростых месяцев (декабрь-февраль) все пришло в норму.
На негативные последствия демпинга пожаловались в компании «Русджам» (владеет 4 стекольными заводами). «Кризис привел к затовариванию складов, это, в свою очередь, провоцирует демпинг, некоторые заводы снижают цены, лишь бы продать. Видя это, наши клиенты давят на нас, мол, снижайте цены и вы. Однако это все временные процессы, и мы не намерены идти на уступки», - рассказали в компании.