Вода - одна из самых динамично развивающихся категорий продовольственного рынка России. По данным Nielsen рынок в 2007 году вырос более, чем на 20% в стоимостном выражении. По нашим оценкам емкость рынка бутилированных вод в России в 2007 году составляла 355-360 млн. дал. («Бизнес Аналитика» оценивает рынок прошлого года в 340 млн. дал или $1,5 млрд).
Бутилированная вода по разным оценкам покрывает около половины всех продаж безалкогольных напитков в России и при этом показывает наилучшую динамику среди основных сегментов рынка (нишевые сегменты, такие как квас, холодные чаи, энергетики растут сейчас сверхтемпами). Так, по данным Nielsen категория «бутилированная вода» в 2007 году выросла на 21 % в стоимостном выражении. Для сравнения в том же 2007 году продажи соков выросли на 14%, а газированных напитков на 18% в стоимостном выражении. Причем такую хорошую динамику газировке сделал «здоровый» локальный продукт - квас (его продажи в 2007 году выросли на 60%).
Потребление бутилированной воды в России все еще далеко от среднеевропейского. По самым оптимистичным оценкам оно не превышает 25 литров на человека, тогда как в Западной Европе в среднем на человека приходится более 100 литров, а например, в соседней Украине оно составляет около 40 литров. Но несмотря на такой хороший «запас» для увеличения объема рынка бутилированных вод России, можем говорить о стабилизации темпов роста продаж. «Ежегодные темпы прироста продаж на рынке минеральной и питьевой воды стабилизировались на уровне 10-12% в год, и мы ожидаем, что и в ближайшие несколько лет они не будут снижаться», - говорит Снежана Равлюк, руководитель направления Ad Hoc компании «Бизнес Аналитика».
На всем рынке безалкогольных напитков отмечается долгосрочная тенденция повышения культуры потребления, связанная, прежде всего, с заботой граждан о своем здоровье. «В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественной природной воды, как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках», - продолжает Снежана Равлюк.
В любом случае, чтобы выйти на новый уровень потребления, приблизить его к европейским показателям, а тем самым дать толчок следующей волне роста рынка, должен вырасти общий уровень жизни российских граждан. В текущий же летний сезон (2008 год) инфляционные процессы в экономике страны, а также относительно холодное лето играют не на руку отечественному производителю бутилированной воды.
Производство и инвестиции
По данным официальной статистики России за шесть месяцев 2008 года было произведено более 200 млн. дал минеральной воды, что почти на 35 млн. дал или на 21 % больше, чем за соответствующий период 2007 года. Таким образом, темпы роста производства этой весной остались на уровне роста 2007 года и составляют сейчас 21%. (В прошлом году было произведено более 344 млн. дал минеральной воды, на 60 млн. дал больше, чем в году 2006).
Рост 2007 года стал возможен, в том числе, благодаря инвестициям 2006 года, которые составили $114 млн., что почти в шесть раз больше, чем в 2005 году. В 2007 же году инвестиции составили $96 млн., но и этого, с учетом огромных капиталовложений 2006 года, оказалось достаточно, чтобы предприятия суммарно сохранили высокие темпы роста производства страны.
В первом же квартале 2008 года инвестиции составили немногим более $4 млн., что составляет лишь 30% вложений соответствующего периода 2007 года. Столь резкое снижение инвестиций может говорить о том, что их всплеск в 2006-2007 году вывел водные мощности страны на уровень необходимый для текущей емкости рынка.
Рынок безалкогольных напитков остается одним из наиболее подверженных сезонным колебаниям продаж среди всех продовольственных рынков. Несмотря на то, что питьевая вода становится с каждым годом все более внесезонным продуктом, до нивелирования этого фактора еще далеко.
Именно погодным фактором объясняется спад в динамике роста производства в июне этого года. Необычно холодная погода для этого традиционно жаркого месяца, а также инфляционные процессы в стране спроецировались на водный рынок снижением продаж: в этом наиболее «водном» месяце они откатились до уровня прошлого года.
Dynamics of mineral water production in Russia 2004-2008H1, mln dal
Fira.ru (логотип)
According to State Committee of Statistics (prepared with use of program-analytical complex WWW.FIRA.RU)
Dynamics of capital investments in mineral water industry in Russia 2004-1Q2008, $ mln
Fira.ru (логотип)
According to State Committee of Statistics (prepared with use of program-analytical complex WWW.FIRA.RU)
Mineral water production in Russia 2004-2008H1, mln dal
Fira.ru (логотип)
According to State Committee of Statistics (prepared with use of program-analytical complex WWW.FIRA.RU)
Согласно официальной статистики, в производстве минеральной воды продолжает лидировать Южный федеральный округ (ФО). Правда, по итогам первого полугодия 2008 года рост в этом регионе замедлился. Так, если в 2007 году предприятия округа покрывали 40% общероссийского производства с результатом 111 млн. дал и 15% ростом, то за два квартала 2008 года здесь было произведено только на 9% больше, чем за соответствующий период 2007 года, таким образом, доля региона в общем производстве в первом полугодии 2008 года снизилась до 30% и составила 57 млн. дал. Следующий за ним, Центральный федеральный округ в первом полугодии 2008 года добавил к своей доле в общем производства еще 2 п.п. - здесь за полгода уже произведено 43,5 млн. дал напитков, что на 26% больше, чем за соответствующий период 2007 года.
Третье место с долями в 15% общего производства (более 30 млн. дал каждый) поделили Приволжский и Сибирский ФО (с ростом 43% и 10% соответственно). За ними следует Уральский ФО - более 15 млн. дал производства за шесть месяцев 2008 года. Самую лучшую динамику роста производства по России в этот период (более 60%) показал Северо-Западный ФО - там произведено почти 13 млн. дал воды. В Дальневосточном ФО производство составило более 10 млн. дал (рост 7%). Итоги производства 2007 года по областям - в диаграмме.
Mineral water production in Russia 2008H1 by areas, mln dal
Fira.ru (логотип)
According to State Committee of Statistics (prepared with use of program-analytical complex WWW.FIRA.RU)
Всего: в центр диаграммы 200,1 млн. дал
Mineral water production in Russia 2007 by areas, mln dal
Fira.ru (логотип)
According to State Committee of Statistics (prepared with use of program-analytical complex WWW.FIRA.RU)
Всего: в центр диаграммы 344,3 млн. дал
Что касается распределения капиталовложений в развитие отрасли по регионам, то впервые за последнее время здесь лидирует Южный федеральный округ, куда в первом квартале этого года было вложено $2,3 млн., а это 56% от общего объема инвестиций (согласно официальной статистики). В Центральный округ, в который на протяжении последнего времени шла львиная доля всех инвестиций, вложено лишь чуть более $1 млн., а это на порядок меньше, чем в первом квартале прошлого года. За ними следуют Приволжский и Дальневосточный ФО с вложениями $0,35 и $0,28 млн. соответственно - это суммарно 16% общих вложений в основной капитал производителей бутилированных вод России. Итоги инвестиционной активности предприятий по областям в 2007 году - смотри в диаграмме.