Корпорация PepsiCо в приобретенном летом липецком ОАО "Лебедянский" начинает розлив Lipton Ice Tea и выпуск соков Tropicana. Одновременно "Лебедянский" прекращает производство собственной марки холодного чая "Эдо", доля которого в его обороте составляла менее 1%. Аналитиков не удивляют действия PepsiCо, поскольку поддержка нескольких брендов в одном рыночном сегменте невыгодна. С учетом того, что PepsiCо не намерена сокращать выпуск Lipton Ice Tea и Tropicana на других предприятиях, старт проектов на "Лебедянском" может означать новый виток экспансии корпорации в России.
Директор по связям с общественностью ОАО "Лебедянский" Александр Костиков вчера подтвердил информацию о прекращении компанией выпуска собственной марки холодного чая "Эдо". Взамен холдинг планирует начать розлив Lipton Ice Tea, который PepsiCo выпускает на территории России по лицензионному договору с Unilever. Причиной отказа от производства "Эдо", по словам господина Костикова, стали низкие объемы продаж продукта, доля которого в общем объеме составляла менее 1%. "У PepsiCo есть более сильный бренд в сегменте холодного чая - Lipton, - объяснил господин Костиков. - Поэтому мы решили уже с 1 декабря прекратить производство "Эдо"". Господин Костиков сообщил, что розлив Lipton Ice Tea в емкости Tetra Pak из картона начнется уже до конца текущего года.
Сергей Глушко, вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами госвласти российского представительства PepsiCo, уточнил, что сокращения объемов розлива Lipton на предприятиях корпорации в Солнечногорском районе Московской области и Самаре в связи с началом проекта на "Лебедянском" не произойдет. "Мы планируем наращивание за счет липецкого актива нашей доли в России", - заявил господин Глушко, отказавшись, впрочем, называть планируемые объемы производства. По данным "Бизнес аналитики", доля Lipton на рынке холодных чаев за шесть месяцев 2008 года была 56%.
Кроме того, как рассказал Сергей Глушко, PepsiCo начинает на "Лебедянском" выпуск сокового бренда Tropicana. "Сейчас его производством занимается ОАО "Нидан соки". Как и в случае с Lipton, мы не сокращаем выпуск Tropicana на "Нидане" в пользу "Лебедянского", а планируем за счет липецкого предприятия нарастить объемы производства", - пояснил он.
Ъ ОАО "Лебедянский" принадлежит завод "Лебедянский" в Липецкой области, "Троя-Ультра" в Санкт-Петербурге и логистический оператор ООО "Энтер логистика". Основные бренды - "Я", "Тонус", "Фруктовый сад", "Привет". В 2007 году доля общества на соковом рынке в денежном выражении составила 31,7%, выручка - $944,8 млн, а EBITDA - $155,6 млн. Минувшим летом PepsiCo и Pepsi Bottling Group завершили сделку по приобретению 75,53% акций крупнейшего производителя соков в России ОАО "Лебедянский" у депутата Госдумы Николая Борцова, его сына Юрия и Ольги Белявцевой за $1,357 млрд.
На прошлой неделе стало известно, что PepsiCo предоставит ОАО "Лебедянский" заем в размере до 10 млрд рублей. Срок кредита составляет один год с автоматической пролонгацией на последующие периоды. По мнению Максима Клягина, аналитика "Финам Менеджмента", привлеченные средства пойдут, кроме реструктуризации долга "Лебедянского" (на конец октября превышал 6 млрд рублей), на финансирование инвестпрограммы, в том числе и на проекты с Lipton Ice Tea и Tropicana. "PepsiCо является лидером российского рынка как по сокам (свыше 30%, на втором месте Coca Cola, контролирующая компанию "Мултон", - более 20% рынка), так и по холодному чаю (Lipton - 58%, Nestea - 37%). С учетом того, что PepsiCо не намерена сокращать выпуск Lipton Ice Tea и Tropicana на других предприятиях, старт проектов на "Лебедянском" должен поспособствовать усилению лидирующих позиций компании в России", - заметил эксперт.
Аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская считает логичными изменения в продуктовой линейке "Лебедянского", "учитывая нынешнюю финансовую нестабильность, когда поддержка нескольких брендов в одном рыночном сегменте невыгодна с экономической точки зрения". "Понятно, что корпорация PepsiCо предпочла сократить расходы и отправить дополнительные средства на поддержку основного продукта", - пояснила эксперт. Госпожа Бобровская предположила, что производство Tropicana в перспективе может быть полностью перенесено из ОАО "Нидан соки" на "Лебедянский": "У компании открылся новый завод в Новосибирске, поэтому мощностей, чтобы полностью взять на себя производство своих соков, вполне достаточно. Вряд ли PepsiCo намерена постоянно работать по аутсорсингу с игроком-конкурентом".