Группа Danone, владеющая 18,4% в российском "Вимм-Билль-Данне" (ВБД), может войти в капитал производителя воды - компании "Висма". Как стало известно РБК daily, французская компания уже полгода ведет переговоры о покупке блокирующего пакета "Висмы". Основным интересом в сделке для французов может быть доступ к дистрибуции "Висмы", с помощью которой они смогут в десять раз увеличить охват розницы в России. По разным оценкам аналитиков, за четверть бизнеса производителя минералки Danone может заплатить 20-50 млн долл.
Компания "Висма" основана в 1993 году. Владеет тремя заводами общей мощностью 1,35 млн л воды в сутки (около 49 млн дал в год) в Архызе, Черкесске и Пятигорске. В начале 2008 года "Висма" объявила об инвестировании 15 млн евро в строительство в Карачаево-Черкесии четвертого завода. Основные бренды - "Архыз" и "Ессентуки".
Компания Danone работает в России c 1995 года. Первый завод по производству молочных продуктов основан в Тольятти, второй - в Чеховском районе Московской области. Основной бренд воды - Evian. По данным "Бизнес Аналитики", в январе-июне 2008 года "Висма" занимала 5,4% российского рынка питьевой минеральной воды в стоимостном выражении, доля Danone - 2,3%. Весь российский рынок бутилированной воды оценивается экспертами в 1,5 млрд долл.
О переговорах с Danone по продаже доли в бизнесе "Висмы" РБК daily рассказал основной владелец российской компании Валерий Герюгов. По его словам, ранее предложения о покупке доли в "Висме" поступали от Nestle, французской Castel Group и "Лебедянского". Бывший менеджер "Лебедянского" подтвердил, что два года назад представители "Висмы" приезжали на переговоры. Danone, как сообщает г-н Герюгов, в отличие от остальных претендентов готов довольствоваться миноритарной долей в компании. "Мы не готовы продавать контрольный пакет. Обсуждаемая доля не более 25%", - говорит владелец "Висмы".
В то же время, по словам г-на Герюгова, Danone может войти в капитал не всей группы "Висма", а только ее дистрибуторской компании "Артекс": "Для них интересны наши возможности дистрибьютора, нас же привлекает их опыт и перспективы продвижения нашей воды на международных рынках". Согласно данным "Бизнес Аналитики", численная дистрибуция "Висмы" в России сейчас составляет 40,4%, тогда как у Danone только 4%.
В Danone в пятницу не смогли прокомментировать возможную сделку с "Висмой", а в московском офисе ABN Amro, который, по словам владельца "Висмы", консультирует сделку, не подтвердили и не опровергли свое участие в переговорах.
Аналитики разошлись в оценках "Висмы" и стоимости возможной сделки. По мнению директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, компания может стоить в районе 200 млн долл. без учета долга, Татьяна Бобровская из "Брокеркредитсервиса" оценила ее более скромно - в 80 млн долл. Четверть бизнеса "Висмы", таким образом, может быть продана за 20-50 млн долл. Правда, аналитики уверены, что в условиях финансового кризиса Danone может купить пакет российского производителя с дисконтом. "В нынешней ситуации все активы стоят недорого: компании могут оцениваться в два-три раза дешевле, чем еще шесть месяцев назад", - считает аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. "В случае с "Висмой" дисконт может составлять 10-20%", - предполагает г-жа Бобровская.
Напомним, Danone уже имеет долю в крупнейшем российском производителе продуктов питания - "Вимм-Билль-Данне". Французы вошли в капитал ВБД в 2002 году, купив 4,2% в российской компании. К сегодняшнему дню Danone довел свою долю почти до 18,4%.