В связи с резким ростом цен на основные категории продуктов питания, потребление соков снизилось во втором квартале. Причем по всей линейке безалкогольных напитков было зафиксировано снижение, отмечают эксперты в программе "В фокусе" на РБК-ТВ.
"В связи с резким ростом цен на продукты питания потребление сдвигается в сторону продуктов первой необходимости. По нашим данным, доля расходов на сок в общей продуктовой корзине сократилась на 0,2%", - говорит директор по связям с общественностью компании "Лебедянский" Александр Костиков.
Тем не менее участники в перспективе ожидают роста отечественного рынка соков, если учесть, что в России уровень потребления соков в разы меньше, чем в Европе - около 22 л на человека.
Прежде всего ощутят удар производители соков в премиум-сегменте, а экономкласс станет подушкой безопасности, предполагает аналитик ФГ "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. По ее словам, в первом полугодии 2008 года наиболее активно развивался средний ценовой сегмент.
Стратегии развития на рынке соков изменятся едва ли, даже с приходом западных корпораций. По-прежнему массовый средний ценовой сегмент остается локомотивом продуктового рынка, особенно в регионах, где покупательская способность населения ниже и цена является главным конкурентным преимуществом.
Отметим, что российский соковый бизнес оказался практически поделен между западными корпорациями. Coca-Cola несколько лет назад увеличила свое присутствие на российском рынке, купив компанию "Мултон" и PepsiCo, которая с приобретением "Лебедянского" может стать ведущим производителем соков. Сегодня на отечественном рынке соков доминируют четыре крупных производителя - "Лебедянский", "Мултон", "Нидан", "Вимм-Билль-Данн". Их доля на рынке составляет порядка 85%
Надо сказать, что производители соков увеличивают свои прибыли, уходя в смежные области - холодный чай, детское питание. Как отмечает Т.Бобровская, несмотря на общее замедление темпов роста безалкогольных напитков, сегмент холодного чая в первом квартале показал рост на уровне 40%, а во втором квартале - 15%. По мнению участников, у нас рынок безалкогольных напитков находится в зачаточном состоянии в плане ассортимента, по сравнению с американским и японским рынком, где выводят по 50-70 видов различных продуктов в год.
По мнению Т.Бобровской, рынок соков покажет рост в районе 7% в натуральном выражении и на уровне 16-17% в денежном. Однако этот прогноз, возможно, стоит пересмотреть, поскольку инфляция значительна.