ООО "Родничок" начало развитие торговой сети "Ключ здоровья", занимающейся продажей питьевой воды в розлив через небольшие киоски, установленные во дворах домов. Аналогичный проект планирует начать развивать и ГУП "Водоканал". Аналитики считают, что услуга предоставления воды будет зависеть от маркетинговой политики и количества торговых точек.
Как рассказал Ъ Виктор Борзых, генеральный директор ООО "Родничок", которому принадлежит сеть по торговле водой "Ключ здоровья", менее чем за месяц было запущено 11 торговых точек. До конца лета должно открыться еще 24 киоска, для запуска которых уже подготовлены участки и оборудование. "Около трех лет назад я обратился к тогда еще главе Калининского района, нынешнему председателю комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексею Сергееву с предложением организовать в районе сеть по продаже природной воды в розлив. Он ее поддержал. На тот момент для проекта не было никакой законодательной базы, поэтому пришлось разрабатывать и согласовывать документы с различными чиновниками вплоть до главы Роспотребнадзора, на что ушло около двух с половиной лет. Мы пионеры в этом бизнесе в Санкт-Петербурге", -- рассказал Виктор Борзых. По его словам, каждый киоск продает более одной тысячи литров воды в сутки, стоимость одного литра -- 2,5 рубля. Вода доставляется из скважины в районе поселка Стеклянный Всеволожского района. Компания уже ищет земельный участок для бурения резервной скважины. В первые 35 точек было вложено около €1,5 млн, для этого был привлечен стратегический инвестор. В ближайших планах Виктора Борзых -- доведение количества магазинов в Калининском районе до сотни и возможное открытие новых точек в других районах города, в первую очередь -- в Выборгском и Приморском.
В скором времени у "Ключа здоровья" может появиться серьезный конкурент в лице госмонополии. Три месяца назад в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" состоялось рабочее совещание руководства предприятия и главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, на котором главный санитарный врач поручил ГУП к сентябрю разработать программу реализации проекта снабжения людей дешевой водой "повышенного качества", который впоследствии может быть использован в других городах. Как пояснила Ъ пресс-секретарь "Водоканала Санкт-Петербурга" Вера Измайлова, каким именно способом вода нового стандарта будет доставляться до потребителя, пока точно неизвестно. Разрабатывается несколько вариантов, среди которых обогащение полезными веществами на водопроводных станциях и продажа кондиционированной бутилированной воды по цене значительно ниже существующей на рынке.
Согласно данным инвестиционной компании "Финам", в России покупка воды пока не стала общепринятой нормой. Весь российский рынок, по их оценкам, составляет $1,5-1,8 млрд, что в 5 раз меньше, чем в средней европейской стране, и в 7 раз меньше, чем в США. "Здесь есть куда развиваться, и при грамотном маркетинге описанная модель бизнеса будет рентабельной. Но владельцу сети нужно быть готовым к сезонному снижению спроса в 5-10 раз и жесткой конкуренции со стороны крупных торговых сетей, продающих бутилированную воду. Чтобы компенсировать сезонные перепады спроса, возможно, придется продавать еще что-то кроме воды. Но основным фактором, который определит спрос на воду в розлив, станет расположение -- мало кто пойдет за несколько километров с тяжелыми баками, чтобы сэкономить десять рублей", -- считает пресс-секретарь инвестиционной компании "Финам" Владислав Кочетков.