Как стало известно РБК daily, осенью группа "ОСТ", которая до сих пор занималась только контрактным выпуском энергетических напитков, на предприятии "ОСТ-Аква" запустит производство собственных марок энергетиков - безалкогольного Exciter и слабоалкогольного Mega Drive. Главными конкурентами на этом рынке в компании считают Jaguar и Red Bull. По мнению участников рынка, в безалкогольном сегменте энергетиков у новой продукции "ОСТ" небольшие перспективы: рынок уже поделен между мировыми гигантами PepsiCo, Red Bull и Coca-Cola, имеющими внушительные рекламные бюджеты.
ЗАО "Группа предприятий ОСТ" объединяет около 30 предприятий. Основные акционеры: Лариса Пекарева (супруга основателя компании и депутата Госдумы Владимира Пекарева) - 70%, Елена Филиппова - 15%, Елена Сорокина, Татьяна Пекарева и Владимир Поликарпов - по 5%. Основные бренды: "Богородская", "Стольная", "Шустовъ" (крепкий алкоголь), Vintage и Jet (слабоалкогольные коктейли), "Напитки из Черноголовки", "Черноголовская", "Соборная" (безалкогольные напитки). По данным Росстата, в первом полугодии 2008 года "ОСТ-Аква" произвела 2,1 млн дал слабоалкогольной продукции.
В настоящее время "ОСТ-Аква" уже производит энергетические напитки по контракту для компаний "Хэппилэнд" (марки Jaguar и Red Devil) и Tusson (Ten Strike Energy). Ранее "ОСТ" производила также энергетик "Костя Цзю", однако, как признаются в компании, этот продукт не пошел и от него решено было отказаться. "Решение выпускать собственные марки связано с тем, что энергетики являются одним из самых развивающихся сегментов рынка напитков и у них очень хорошая маржа", - заявил РБК daily директор по маркетингу и стратегическому планированию "ОСТ-Аква" Александр Анфиногенов.
По его словам, выпуск Exciter и Mega Drive намечен на октябрь. "До конца этого года будут тестовые продажи, и исходя из них мы уже примем решение об объеме продаж на следующий год", - говорит г-н Анфиногенов. Оба продукта будут позиционироваться в премиальном сегменте. Безалкогольный Exciter в бутылке 0,33 л будет стоить примерно как Red Bull, а Mega Drive (0,5 л) как Jaguar, отметили в компании. Таким образом, в обоих случаях розничная цена будет в диапазоне 40-50 руб. за бутылку.
Весь рынок безалкогольных энергетиков, по оценке экспертов, сегодня составляет 1 млн дал, рынок слабоалкогольных энергетиков - примерно 12 млн дал в год. Согласно данным "Бизнес Аналитики", в первом полугодии 2008 года лидером среди слабоалкогольных энергетиков были марки компании "Хэппилэнд": Jaguar занимал 53,7% в стоимостном выражении, Red Devil - 26,4%. У безалкогольных энергетиков лидерами являются Adrenaline Rush (производителем является подконтрольная PepsiCo компания South Beach Beverage Co) - 37,6%, Red Bull (Red Bull GmbH) - 24,9% и Burn (Coca-Cola Company) - 17,1% (данные по рынку Москвы и Санкт-Петербурга).
Вице-президент по маркетингу "Хэппилэнда" Елена Герасимовская считает, что если в слабоалкогольном сегменте энергетиков "ОСТ" может рассчитывать на небольшую долю, то в безалкогольном его перспективы весьма сомнительны. "Соревноваться с маркетинговыми бюджетами PepsiCo, Red Bull и Coca-Cola очень тяжело, поэтому мы еще в 2005 году приняли решение не вкладываться в продвижение на этом рынке, свернув маркетинговое развитие по безалкогольным Red Devil и Jaguar", - говорит г-жа Герасимовская. По ее оценке, на вывод энергетика в безалкогольном сегменте требуется минимум 3 млн долл., в слабоалкогольном - минимум 1 млн долл.
Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что несмотря на увеличение в 2007 году акцизов, повлекших рост цен на слабоалкогольные напитки, их рынок почти полностью восстановился к уровню 2006 года. "В первом полугодии этого года отставание было всего на 10%, а к концу года, я уверен, оно не превысит 5%", - считает эксперт.