Продажи бутилированной воды в Восточной Европе в течение 2007 года выросли более чем на 15% и превысили 12 млрд литров. Повышающийся уровень жизни, забота о сохранении здоровья помогли удвоить ее потребление на человека до 38 литров с 2001 года. Закономерность, подтвержденная исследованиями: чем выше доход, тем больше люди пьют минеральную или питьевую воду. Так как в среднем в Западной Европе на человека приходится 110-120 литров воды, а в Восточной Европе пока только 15 литров, то можно предположить, что у восточного рынка еще очень большой потенциал для роста. Все пятнадцать восточных национальных рынков неуклонно росли в течение 2007 года, их объмы подскочили на 75% по отношению к 2001 году и продолжат расти в ближайшие пять лет. Венгрия была наиболее быстро растущей страной в прошлом году, увеличив продажи на 24 %. Наиболее устойчивый рынок Польши вырос на 23 %. Рынки России, Болгарии и Эстонии характеризовались пятилетним ростом объема на 118 %, 138 % и 140 % соответственно. Чешская республика остается страной с самым высоким потреблением воды на человека - 93 литра.
Несмотря на наметившуюся стабильность, российский рынок питьевой и минеральной воды все еще находится в стадии становления. При этом сегмент негазированной воды растет быстрее, чем газированной. По сравнению с сегментом газированной воды, рынок питьевой воды характеризуется более скромными размерами, но значительно более активными темпами роста. В сегменте негазированной воды наиболее динамично развивается рынок кулерной воды - HOD (Home & Office Delivery). Его рост в 2007 году составил не менее 25%, а прогноз на 2008 год еще более оптимистичный, и этот темп не должен снизиться в ближайшие пять лет. Увеличение рынка планируется как за счет увеличения объемов продаж действующих компаний, выхода на рынок новых игроков, так и прихода HOD в неохваченные этим сервисом города. Еще недавно основной рынок был сосредоточен в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких городах - миллионниках. Сегодня региональные рынки развиваются быстрее, чем столичный, что, правда, больше говорит о зрелости московского рынка. По мнению большинства специалистов и участников рынка, характерной особенностью рынка бутилированной воды является его локальность. Как правило, даже в крупных региональных городах лидирующие позиции занимают бренды местных производителей. Рынок воды хорошо фрагментирован, у местных компаний, выигрывающих в цене, - сильные позиции.
Большие возможности для роста отрасли дает доставка кулерной воды частному клиенту, возникшая как рискованная с европейской точки зрения, но жизнеспособная отрасль бизнеса. Россия доминирует в продаже и установке кулеров в частных домах, второе место в этом сегменте занимает Польша: 86 000 и 30 000 шт. соответственно.И этот перспективный рынок продолжает стремительно расти.
И еще, среднестатистический житель Европе доверяет воде «из крана». Большинство же россиян считают, что водопроводная вода в России содержит множество вредных веществ и соединений и постепенно пополняют ряды потребителей бутилированной воды. Поэтому у компаний, производящих бутилированную воду хорошие перспективы в будущем. Тем более, что домашние хозяйства более лояльны к конкретному бренду, они готовы потреблять более дорогую воду и у поставщика воды меньше рисков потерять клиента путем предложения более низкой цены со стороны конкурента.
Еще одной особенностью HOD отличной от рынка питьевой воды в мелкой таре, является его внесезонность. Это один из факторов, который заставил многих производителей минеральной и питьевой воды проявить интерес к рынку доставки воды в дома и офисы. Не менее важно и то, что разлив воды в 18,9 литровую тару выгоднее для производителя. При разливе в большие емкости снижается стоимость упаковки на единицу объема воды.
Рост рынка производства и доставки кулерной воды повлиял и на развитие рынка оборудования и аксессуаров для HOD. Еще десять лет назад почти 100 % товара ввозилось из-за границы. Высокие таможенные пошлиы, риски, связанные с доставкой и прохождением таможенных процедур, а также привлекательность растущего рынка кулерной воды дали возможность российским производителям занять эту нишу. В свою очередь, большое разнообразие оборудования разной ценовой категории облегчили вхождение в рынок HOD и способствовали появлению новых компаний. Следует заметить, что за последние два года отечественные производители существенно изменили соотношение продаваемого оборудование. Хотя все они в той или иной мере, за исключением производства пробок, все еще зависят от поставок сырья из-за рубежа. Изменение соотношения в пользу российского производителя особенно заметно на рынке поликарбонатной тары. Еще несколько лет назад американская компания Грайф покрывала более 70% продаж 18,9 л бутылей. Сейчас картина существенно изменилась. Ежемесячный объем российского рынка бутылей составляет 550-600 тыс. шт. На сегодня в России шесть производителей бутылей, причем пять из них - российские. Географически они расположены: Грайф - производственные линии в Вологде, Омске и Таганроге, Живая Вода - Москва и Новосибирск, Ликсан - Екатеринбург, АкваВелл - Москва, Пласт-тара -Казань, Оскар - Челябинск. Вместе они контролируют около 90% рынка бутылей. Около 3,5 % ввозится из Белоруссии. До сих пор существует небольшой объем импортной тары (ОАЭ, Южная Корея, Китай, Турция, Польша). Но эти поставки не носят систематического характера. На рынке присутствует определенная доля ПЭТ-тары (пр-во в Казани, Зеленодольске, Перми, Бурятии плюс импорт из Китая в регионы Дальнего Востока), покрывающая часть потребностей водных компаний в основном в регионах дислокации производителя.
В ближайшем будущем следует ожидать не только сохранения высоких темпов роста объема продаж, но и продолжения структурных изменений рынка. Ожидается приход в Россию крупных международных компаний, как в секторе производста воды, так и производства оборудования и аксессуаров. Также изменения будут связаны с развитием отдельных подсегментов: например, с увеличением доли премиальной продукции, с ростом популярности воды в оригинальной упаковке и крупной таре, а также с ростом популярности «спортивной», «детской» воды. В регионах же возможно перераспределение рыночных долей между компаниями-производителями.