Украинская компания "Эрлан" построит в Ростовской области завод по производству соков "Биола" мощностью 170 млн литров в год стоимостью €200 млн. Это будет первый производственный актив компании в России. Областные власти могут предоставить компании льготы по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль сроком на пять лет. Эксперты отмечают, что российский рынок соков уже поделен между четырьмя крупнейшими игроками и его рост в этом году замедлился, но считают, что проект "Эрлана" может быть успешным.
О планах ЗАО "Эрлан" относительно Ростовской области "Ъ" рассказал директор по маркетингу украинской компании Андрей Матузко. "Мы планируем построить в Ростовской области завод по розливу соков "Биола" мощностью 60 тыс. бутылок в час или примерно 170 млн литров в год. На заводе будут две линии асептического (без консервантов с использованием вакуумных камер) розлива сока - на бутылку емкостью 0,5 литра и 1 литр. Оборудование поставит немецкая компания KHS, которая была поставщиком и нашего украинского завода".
Инвестиции в проект составят примерно €200 млн. Это будет первый производственный актив компании в России. Сейчас готовится проектно-сметная документация и решается вопрос с земельным участком под строительство. Сбываться продукция завода будет в пределах ЮФО, прежде всего в Ростовской и Волгоградской областях и в Краснодарском и Ставропольском краях. По словам Андрея Матузко, окончательное решение о строительстве заводе на юге было принято после объявления Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года.
"Юг страны является для нас приоритетным регионом, на него приходится до 50% продаваемого в России сока "Биола". Остальное уходит в Центральную часть и Поволжье - Москву, Самару, Саратов, Воронеж, а также в Калининград", - рассказал директор по внешнеэкономической деятельности "Эрлана" Владислав Карпусь.
Как рассказал источник в администрации Ростовской области, завод будет локализован в Юго-Восточной (Азовской промзоне), на территории муниципального образования Азов. "Производителю "Биолы" предложили конкретный участок площадью 15 га в Азовской промзоне", - рассказал заммэра Азова Николай Балбуцкий. По словам замминистра экономики области Валерия Вакулы, как только будет окончательно решен вопрос с участком (получить его компания сможет через аукцион), администрация области заключит с украинской компанией инвестиционное соглашение. "Учитывая объем инвестиций, область может предоставить компании "Эрлан" льготы по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль сроком на пять лет", - рассказал он.
Ъ ЗАО "Эрлан" (Днепропетровск,Украина) имеет три завода на Украине по производству соков, минеральной воды и холодного чая. Объем производства соков составляет примерно 20 млн литров в месяц. Компания занимает примерно четверть сокового рынка Украины (около 700 млн литров). В 2007 году продала в России 25,1 млн литров сока, в первом полугодии 2008 - 15,7 млн литров.
"Украинская компания уже добилась хороших успехов в России, особенно на юге. Завод поможет им закрепиться в регионе. Его строительство призвано в первую очередь сократить логистические издержки, которые достигают огромных величин в связи со стоимостью дизельного топлива. Проект может окупиться за 5-7 лет", - считает гендиректор ООО "Интерагросистемы" (Краснодарский край) Дмитрий Шубин.
"В этом году темпы роста сокового рынка (в объемном выражении. - "Ъ") снизятся, по нашим предварительным оценкам, до 8% (в 2007 году - 12%). Это связано с насыщением рынка и перераспределением семейных бюджетов в связи с общим ростом цен на продовольственную продукцию", - отмечает ведущий аналитик "Бизнес Аналитики" Снежана Равлюк. "Рынок поделен между четырьмя основными игроками, конкуренция на нем очень жесткая", - добавляет аналитик "ЮниКредит Атон" Андрей Маньков.
"Несмотря на высокий уровень конкуренции и консолидации российского рынка соков и наличия в ЮФО сильных местных игроков, например, "Интерагросистемы", "Сады Придонья" (Волгоградская область), при адекватной ценовой политике и существенных инвестициях в дистрибуцию, маркетинг и рекламу "Эрлан" сможет заметно усилить позиции на рынке ЮФО. К тому же, у компании уже неплохо налажены каналы дистрибуции в России, а марка "Биола" неплохо известна на юге", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.