Я повертела в руках плотный листок формата А5 со списком блюд бизнес-ланча, но ничего нового на нем не появилось. Третий год мы ходим на обед в этот ресторан, а основное меню здесь сменилось только однажды, и уже раз по двадцать было попробовано сначала сверху вниз, а потом снизу вверх. Однако близость заведения к нашему офису, в общем-то неплохая кухня и уже насквозь знакомый персонал фактически не оставляют нам обеденного выбора.
Официант возник у нашего столика на удивление быстро. Невесть откуда взявшейся тряпкой он смахнул на мою сумку хлебные крошки, оставшиеся от предыдущего обеда, достал замусоленный блокнотик и взглянул на меня и Илю.
- Ну так, - сказала я решительно, - Я буду вот это вот «суп из щавеля» и «телЯпия в сыре»...Или теляпИя? В сырЕ. Или даже теляпиЯ. Слушайте, что это вообще такое? Рыба? Какая? ТеляпИя? Это многое объясняет. Ладно, от судьбы не уйдешь. Да! И еще белый хлеб и яблочный сок. Нет, не свежевыжатый, обыкновенный. И еще стакан томатного сока. И чашку чая после всего. И это.. яблочный пирог.
- Вы все это съедите? - спросил молодой человек, отрываясь от своей писанины.
- Нет, конечно, но заплачу точно.
- Мне то же самое, - произнесла Иля голосом английской королевы, - только вместо яблочного сока принесите свежевыжатый апельсиновый. И томатного не надо.
- Иля, - перебила я подругу, доставая из пачки сигарету, - свежевыжатый апельсиновый сок - это яд и желтая смерть.
Иля была девушкой, давно и тяжело интересующейся здоровым образом жизни, что периодически меня забавляло. Колечки дыма взвились над илиной головой, а ее глаза уставились на меня в немом желании услышать продолжение.
- Вот как раз вчера Геннадий Малахов в своей программе рассказал, что в свежевыжатом апельсиновом соке содержится больше ложек сахара на стакан, чем даже в Кока-Коле, - пояснила я, вновь затягиваясь ментоловой сигаретой.
- Принесите обыкновенный апельсиновый сок, - обратилась Иля к официанту, и когда тот умчался с нашим заказом, продолжила диалог глубокомысленным вопросом.
- Что, правда?
Временами, когда день выдается несколько скучноватым, я люблю развлечься наукообразными фантазиями и повыступать с ними перед благодарной аудиторией. Иля, разумеется, знает об этом хобби, которым я страдаю, поэтому ни один мой монолог сразу на веру не принимает. Только минут через пять. Но иногда я так увлекаюсь своими собственными сочинениями, что к середине речи начисто забываю, что из них имеет какой-то источник, а что я придумала прямо по ходу действия.
- Ну конечно же, правда, Иля! - ответила я, - А уж содержание кислоты в апельсиновом фреше настолько повышено, что стенки желудка немедленно покрываются пятнами гастрита, который приводит, как известно, к язве. Да, и к тому же в свежих соках даже витамин С плавает в таком виде, что совершенно организмом не усваивается.
Иля посмотрела в окно. Возможно, там, на стекле, она увидела образ своей недавно купленной дорогущей соковыжималки и себя, добывающую утром жидкость из какого-нибудь красивого капустного листа. И когда она совсем уже решилась задать мне следующий вопрос, на нашем столике оказались стаканы с яблочным, апельсиновым, томатным соками и два чайника чая.
- А ты, Маш, по-моему, слишком много пьешь, - делая доброе лицо, сказала мне Иля, - Это же очень нагружает почки! Ты наверняка утром просыпаешься с отеками лица и конечностей.
В чем Иля была несомненно права, так это в том, что пью я действительно много. Еще в раннем детстве я получила от родной мамочки кличку «Утка», потому что ни один кусок твердой пищи не могла съесть, не залив его водой. Кстати, до сих пор для меня является тайной ассоциативная связь такого поведения с уткой, остается только надеяться, что мамочка имела в виду и в самом деле птицу, а не что-нибудь другое.
Пронеся через всю свою жизнь потребность в большом количестве питья, уже в собственном доме мне пришлось организовать небольшой чуланчик для хранения напитков. Помещение с успехом выполняет свою миссию: соки, напитки, вода в нем стоят повсюду - на полках, на полу и в коробках. А если в хранилище остается менее 10 литров жидкого, значит, я с ужасом пытаюсь немедленно пополнить запас. Как правило, я делаю это двумя способами - либо в гипермаркете, но не более 5 литров, потому что неудобно и тяжело нести, либо, и это чаще всего, в интернет-магазине «Утконос». Хм.. Кстати, интересная перекличка с моим детским прозвищем. Надо же, не замечала...
Садясь писать эту статью, первое, что я сделала - это зашла в чуланчик, чтобы посмотреть, что стоит у меня на полках. Там нашлись:
- Четыре пятилитровые канистры воды «Шишкин лес»
- Два литра томатного сока «Я. Мексиканский микс».
- Один литр томатного сока «Фруктовый сад»
- Два литра фруктового пюре «Botaniq. Банан и клубника»
- По одному литру «Я. Красное яблоко» и «Я. Вишневый».
- По одному литру «Моя семья. Красное яблоко» и «Моя семья. Абрикосовый нектар»
- Один литр «Сады Придонья. Яблочный».
- По одному литру «Тонус. Яблочный с мякотью» и «Тонус. Яблоко, манго, облепиха»
- Один литр «Добрый. Зоркие глаза»
- Два литра «Rich. Вишневый»
- Два литра «Pago. Вишневый» в стеклянных бутылках
Итого 20 литров воды и 17 литров соков, коих должно хватить на 3-4 недели.
Убедившись в том, что я обеспечена соками-водами на довольно длительный период, я приступила к новым размышлениями - как именно все эти коробки и бутылки появились в моем чуланчике? Какие вообще критерии выбора сока у меня есть? Являясь очень активным потребителем различных фруктовых и овощных напитков, я накопила большой опыт дегустаций, т.е., проще говоря, попробовала почти всё. За это время выкристаллизовались следующие важные для меня факторов (по убыванию):
- фрукт или овощ, из которого изготовлен сок
- плотность сока
- красота упаковки
Обнаружился и ряд второстепенных, но все же значимых моментов (тоже по убыванию):
- российский производитель
- количество сахара
- тара (стекло, картон, пластик)
- цена
- реклама
К счастью, несмотря на длинный список реперных точек, мой вкус легко удовлетворить, наша и зарубежная промышленность работают в этом направлении просто прекрасно. Плоды, из которых изготовлен сок, я предпочитаю весьма тривиальные - яблоко, вишню и помидор, к коктейлям отношусь прохладно, если они только полностью не совпадают с моими пристрастиями, как в случае с «Ботаник. Банан и клубника». Конечно, я иногда что-то пробую, например, «Тонус. Яблоко-манго-облепиха», но чаще всего после этого больше никогда не покупаю. Милее всех смесей мне простой яблочный сок. В любой стране мира моим первым поступком становится покупка яблочного сока. И у всех у них, вот что удивительно, разные вкусы! Наверное, из-за сортов яблок. Не знаю, сколько сортов яблок произрастает на территории нашей необъятной Родины, но приличный вкус среди наших яблочных соков найти гораздо труднее, чем за рубежами отчизны. «Я. Красное яблоко», «Тонус», да «Сады Придонья», вот, собственно, и все. Хотя последний слегка кисловат, но этим и напоминает ту мутную пряную жидкость, которую покойная бабушка по осени извлекала из антоновки.
Термин же «плотность» я придумала сама и не знаю, существует ли он на самом деле. Правда, чаще я употребляю характеристику «жидкий». Жидкими я называю недорогие соки типа «Моя семья» и «Фруктовый сад», и они же менее сладкие, чем другие. Более дорогие напитки - J-7, Я, Rich - иногда приходится даже водой разбавлять в пропорции один к одному, такие они сладкие и плотные. А на замечательное предупреждение «не содержит сахара», которое иногда тщательно ищут потребители, например, мои друзья Степановы, я никакого внимания не обращаю, так как это всего лишь означает, что вместо сахара в сок добавили сорбит, что, в сущности, ничем не лучше.
Вот об упаковке говорить, наверное, труднее всего: я понимаю, что она меня привлекает, но чем именно - не понимаю. Я бы, пожалуй, осмелилась сказать, что по большому счету мне вообще не нравятся все эти, казалось бы, разные, но так одинаково заляпанные нарисованными фруктами пакеты. Есть редкие удачные экземпляры упаковки, такие как у Rich и Caprice, но из всего ассортимента первого я пью только вишневый, а второй не беру вообще никогда, ибо невкусный. Сама же емкость, в которой находится сок, имеет только то значение, что мне надо совершить определенное усилие, чем-то уговорить себя, чтобы взять стеклянную бутылку. Соки, налитые в стекло, стоят больше, чем в пакетах, но это, на мой взгляд, совершенно не оправдано. Пару недель назад я приобрела в «Реале» полулитровую бутылку томатной Biotta исключительно в целях того, чтобы понять, за что именно с людей дерут 136 рублей. Разочарование мое не имело границ: напиток представлял собой разведенную третьесортную томатную пасту, слегка пах гниением и имел подозрительный светло-красный цвет. После этого я окончательно убедилась, что, соковая дороговизна не имеет никаких оснований. Впрочем, будучи крайне объективной, не могу не сказать, что есть и приятные исключения. Одно из них - вишневый Pago, который я готова пить чуть ли не каждый день. Это абсолютно точно самый вкусный вишневый сок среди всего, что у нас есть. И бутылочка у него прелестная, с очаровательной простой наклейкой без дурновкусия в виде буйства красочных фруктов, овощей и ягод. Granini тоже разлит в милые стекляшки, но он не попадает в мою корзину, потому что есть вишневый Pago. И это даже несмотря на то, что Pago является продуктом иностранных заводов. В принципе, я охотнее покупаю российские напитки, а иногда в малюсеньком магазинчике рядом с моим домом беру трехлитровую грязноватую банку какой-нибудь яблочно-сливовой волгоградской радости, воровато косясь и озираясь. В эту минуту меня не может остановить ни тяжесть подобной зверской тары, ни необходимость возни с переливом сока в другие емкости.
А вот пластиковые бутылочки, в которые сейчас разливают Botaniq, Rich, Frustyle, Я - это действительно очень удобная штука. Их можно положить в дамскую сумочку и в автомобиль, открыть, отпить и засунуть обратно. Именно эта симпатично оформленная тара «Я. Десерт манго-кокос» и «Я. Десерт манго-ананас» однажды привлекла мое внимание на одной из заправок ВР. 2 маленькие бутылки в прозрачной коробке стояли рядом с кассами и я, не зная, что такое «десерт» и смогу ли я его пить, все же их купила. Через неделю я искала «Десерт» на полках «7 континента», однако обнаружила только Botaniq «Банан и Клубника» и «Лесные ягоды», от которых пришла в полнейший восторг и даже прочитала все тексты, размещенные на бутылке. От них мне слегка поплохело, но от «Банана и Клубники» я все же не отказалась. Ну действительно, можно ли доверять свое здоровье людям, производящим то, что ты вливаешь внутрь себя и пишущим такие воззвания: «А утром наступит лето. И где-то очень далеко ночной бриз незаметно сменится дневным, а тот принесет аромат созревших бананов. И на столиках еще безлюдного приморского кафе будет лежать клубника. И кто-то задумчиво тронет клавиши...»
- Какие созревшие бананы? Какие клавиши? Зачем вы все это мне написали? - очень хотелось спросить у творцов, - Мне не нужны ваши личные психологические якоря, чтобы просто выпить сока.
Вообще-то реклама соков - это, наверное, самая непонятная для меня их составляющая. Начать с того, что никакой другой, кроме телевизионной, я не замечаю. Скорее всего, это связано с особенностями моей жизни - прессу я не читаю, плакаты на улицах города не понимаю, а в инете соки не рекламируются. Так что на мою долю остаются только ТВ-ролики и мнение друзей. Впрочем, последний упомянутый мною источник информации я тоже не слишком жалую. А по телевизору необходимые для функционирования моего организма напитки показывают так, что они все сливаются в одну большую прерывающуюся художественными фильмами частушку. Точнее, в три частушки.
Первая - про детей. Исполнитель детских частушек «Моя семья» ведет свою партию уже довольно давно, нещадно паразитируя на образе Дианы, которой уже замуж пора, а мы ее все помним крошкой, беспардонно забегающей в спальню к родителям с пугающим воплем «С добрым утром, мамочка!». Диана, безусловно, была очаровательна. Не менее прекрасна она и сейчас, в образе Лолиты. Но причем здесь сок, который я пью?
Второй же детский частушечный запевала, «Фруктовый сад», начинал просто сногсшибательно, дав почву для нескончаемых анекдотов сначала про дедушку («А я поливал!» «Это в яблочном 10 яблок. А представляешь, сколько их в виноградном!»), затем про детский праздник («А я Кирилл. Я сегодня не курил», «А я маракуйя. Даже не знаю, что еще и сказать»). Но в дальнейшем «ФС» кардинально поменял ориентацию с вечного безделья на тяжелый труд и теперь без зазрения совести показывает зрителям эксплуатацию детской рабсилы на заводах по переработке фруктов и овощей.
У третьего детского частушечника, «Доброго», репертуар смешанный. Дети упоминаются или только вместе со взрослыми, или взрослые сами впадают в детство, или детей вообще в кадре съемок родильного дома пока нет, но они предполагаются.
Вторая группа исполнителей выбирает сексуальные частушки. J-7, которому, видимо, никак не удается забыть свой успех на проекте «Последний герой», до сих пор крутит фильмы про мулаток, яркое солнце, жаркие взгляды и отрыв башки. Но все же «Я» в этой номинации явно вне всякой конкуренции. Закадровый голос девушки из службы «секс по телефону» каждый раз старательно сообщает мне с экрана: «Где наслаждение, там я», делая такие многозначительные и длительные паузы между словами, сопровождаемые тяжелым дыханием, что я смущаюсь, особенно, если не одна. Чего скрывать, я тоже иногда испытываю наслаждение определенного характера, но чтобы в этот момент рядом со мной появилась закадровая девушка - я категорически против. Вдруг она страшная?
Ну а третья группа с направлением фольклорного пения не определилась. И в этой категории мы встречаем такие шедевры, как китайская пентатоника в стиле «Крадущийся тигр, притаившийся дракон» в исполнении Caprice, а также людей, занимающихся своими делами и неожиданно сменяющихся пачками сока Rich под глуповатую юношескую максиму «Жизнь прекрасна, как ни крути». Сюда же можно отнести ролики «Садов Придонья» со съемками большого яблоневого сада и «Ботаника» про самостоятельно путешествующие апельсины. Но если уж быть до конца откровенной, два последних мне всегда нравились. Они, на мой взгляд, имели самую крепкую связь именно с соком, а не с детьми и инстинктом размножения.
И вот, не взирая на этот смехотворный шум, издаваемый рекламой, все разобранные мною по косточкам соки таки стоят в моем чуланчике. Доктор, что со мной?
«Да, кстати, о докторе! Почему бы не испортить себе настроение общением с родной сестрой», - подумала я, набирая Галькин номер телефона.
- Ну привет, чего ты хочешь, говори быстро, я на дежурстве, - услышала я Галино бормотание спустя два гудка.
- Галька, я тут статью пишу...
- Про собак?
- Не. Про собак я уже написала.
- Теперь про кошек?
- Ха-ха-ха. Шути уж лучше про вскрытие, все остальные темы тебе не удаются. Про соки я пишу. Ответь мне, Галь, почему я много пью?
- Это диабет.
Я чуть не выронила трубку.
- К.. как?
- Да вот так.
- Прекрасно. Спасибо. А почему не отекаю?
- А, это потому что ты пьешь, когда тебе хочется. Сейчас много новомодных диет, заставляющих теток пить по 3 литра жидкости в день, и если они себя начинают насиловать, то есть пить через силу, вот эти воды как раз и накапливаются в тканях. Если же человек пьет, только испытывая жажду, значит, его тело этого требует, значит, оно справится с выведением всех этих жидкостей.
- Понятно. А вот еще я слышала у Геннадия Малахова...
- И ты туда же! Что у нас за народ, просто удивительно! А бабку с лавочки у подъезда ты не хочешь послушать?
- А! Это был не Геннадий Малахов, я вспомнила! В общем, скажи, правда, что в свежевыжатых соках содержится больше сахара, чем в Кока-Коле?
- Господи, конечно, нет! В свежевыжатых соках содержатся глюкоза, фруктоза и сахароза, но некоторые соки для нормальных людей действительно не показаны, так как фруктовые кислоты, входящие в состав фрешей, разъедают слизистую. Это легко определить, просто подержав сок во рту. И еще большое количество витамина С, то есть, аскорбиновой кислоты, тоже делает свое недоброе дело. Да и не стоит забывать, что естественные и синтетические витамины друг друга не заменяют. Это означает, что никакими свежевыжатыми соками ты не восполнишь необходимый запас ни витамина С, ни витамина А, ничего другого. Поэтому витаминки глотать все равно надо.
- Так что же лучше пить-то?
- А воду обыкновенную. Только не иностранную. Там полно минеральных солей, которые нашему человеку не пригодны, они все и накапливаются в желчном пузыре и почках. Пей нашу воду, можно даже из-под крана. Московская вода считается одной из самых лучших среди всех столиц мира, кажется, на третьем месте. Да вот еще что. От качества воды, собственно, и зависит стоимость любого сока. Хорошая вода, очищенная - сок дороже, плохая - дешевле.
- Спасибо, доктор. Вы мне очень помогли. А вот еще у меня голова второй день болит, и я...
- Выпей анальгин, - ответила моя сестра Галька, кандидат медицинских наук, и бросила трубку.
А я, налив стакан клубнично-бананового Ботаника и взяв блюдечко соленых фисташек, уселась к компьютеру, открыла Ворд и написала на чистом листе бумаги заголовок - «Сок земли». Интересно, что я имела в виду под этим словосочетанием?