В конце мая сразу две новосибирские компании - «Компания «Чистая вода» и «Сибирский источник» - запускают новые производства. Мощность завода «Сибирский источник» составит 600 19-литровых бутылей в час, «Чистой воды» - вчетверо больше. Это заставило компанию «Росинка» ускорить поиски площадки для строительства завода.
«По словам директора и совладельца компании «Росинка» Никиты Катешова, компания ведет поиск площадки 2-3 га в пригороде Новосибирска для строительства завода мощностью около 250 т воды в сутки. По его словам, стоимость 1 га составляет около 40 млн руб. Объем инвестиций в строительство составит около $4 млн. «Существующие мощности позволяют увеличить объемы производства, но с ростом рынка через два года мы хотим занимать не менее 20% рынка. Это потребует новых производственных мощностей», - поясняет Катешов. Согласно планам компании, завод будет построен в течение ближайших двух лет.
Активизировать поиски площадки «Росинку» подстегнули действия конкурентов. «До конца мая «Компания «Чистая вода» запустит новый завод по производству очищенной бутилированной воды в Советском районе», - сообщил менеджер «Компании «Чистая вода», просивший не называть его имени. По его словам, сейчас ведется монтаж производственной линии. Мощность нового завода составит около 2,4 тыс. бутылей в час, что в три раза больше мощности существующего бердского завода компании (сейчас производит 720 бутылей в час или 250 т воды в сутки). В самой «Компании «Чистая вода» от комментариев отказались. Ранее параметры строящегося завода называл и начальник производства «Компании «Чистая вода» Дмитрий Полюдов (в интервью омскому еженедельнику «Коммерческие вести», № 36 (809) от 19. 09. 2007). В перспективе на новых площадях планируется установить вторую линию по розливу очищенной воды в 19-литровые бутыли. Также на заводе будет работать линия по розливу воды в ПЭТ-тару (емкостью от 0,6 до 5 л) мощностью 4 тыс. 5-литровых бутылок в час. Стоимость нового производства участники рынка оценивают от $4 млн до $10 млн. Завод в Новосибирске «Компания «Чистая вода» начала строить летом 2006 г., после покупки сибирско-уральского филиала компании «Нестле Вотер Кулерс СНГ», имеющей обширную клиентскую сеть Омска, Екатеринбурга и их пригородов. Омский завод по производству очищенной воды, купленный тогда же у «Нестле Вотер Кулерс СНГ», было решено закрыть как «не соответствующий стандартам качества». Мощности бердского завода (250 т воды в сутки) не позволяли обеспечить растущие потребности клиентов. Поэтому было решено построить новое производство в Новосибирске, продукция которого обеспечит клиентов, главным образом, Сибирско-Уральского региона.
Одновременно с «Чистой водой» сдает в эксплуатацию собственный завод мощностью 600 19-литровых бутылей в час новый игрок на рынке - компания «Сибирский источник».
«Строительство обошлось компании в $4 млн. Завод расположен в Маслянинском районе Новосибирской области, мощность завода составит 600 19-литровых бутылей в час», - рассказывает коммерческий директор «Сибирского источника» АНТОН МИНЯЙЛО. По словам Миняйло, приоритетным для компании будет сегмент домашнего потребления бутилированной воды. «Этот сегмент более выгоден для производителя. При розливе в большие емкости снижается стоимость упаковки на единицу объема воды», - поясняет он.
По его словам, к концу 2008 г. компания будет продавать до 50 тыс. бутылей в месяц и займет около 11% рынка. А в течение ближайших двух-трех лет она рассчитывает увеличить долю до 30% новосибирского рынка.
«Сибирский источник» входит на рынок, который уже поделен между двумя основными игроками, отмечает топ-менеджер одной из новосибирских компаний, производящих розлив питьевой воды, попросивший об анонимности. Безусловно, у новосибирского рынка есть потенциал роста, но привлечение новых клиентов - «архисложная задача», подчеркивает менеджер. «Сибирскому источнику» придется отвоевывать свою долю рынка у игроков, уже сформировавших бренд и клиенскую базу.
По данным компании «Новосибирск- продмаш» (выпускает оборудование для производства бутилированной воды), на новосибирском рынке работает 12 компаний. Катешов считает, что «Чистая вода» занимает около 70% новосибирского рынка, 10% - у «Росинки-Новосибирск», а 20% делят остальные десять компаний. Инвестиционная компания ФИНАМ оценивает долю «Чистой воды» примерно в 70% рынка очищенной воды в Новосибирске и около 20% - на рынке Сибирско-Уральского региона (по городам Омск и Екатеринбург). Благодаря запуску нового завода, «Компания «Чистая вода» может совершить существенный рывок и занять по Сибирско-Уральскому региону до 30% рынка, а в целом по России ее доля возрастет до 20%, полагает аналитик инвестиционной компании ФИНАМ СЕРГЕЙ ФИЛЬЧЕНКОВ.
Как отмечает Миняйло, рынок очищенной воды растет более чем на 15%. Другим игрокам найдется место, ведь в европейских странах потребление воды на душу населения существенно выше, чем сейчас в России.
Слова Миняйло подтверждают данные исследовательской компании Euromonitor. Так, в 2000 г. на среднестатистического россиянина пришлось 7,5 л бутилированной воды, в 2007-м - уже 15, при этом среднестатический европеец потребляет 120-150 л в год. По прог- нозам Euromonitor, к концу 2008 г. российский рынок негазированной воды вырастет до $1,8 млрд, в 2009-м - до $1,9 млрд, а в 2010-м - до $2,1 млрд.
В долгосрочной перспективе у небольших игроков есть шансы на успех, полагает Фильченков. Пока рынок характеризуется невысокой концентрацией - 40-50% российского рынка занято сотней небольших локальных игроков, отмечает собеседник.
Кто владеет «Компанией «Чистая вода»
ООО «Компания «Чистая вода» - производитель питьевой воды. Владельцы - Андрей Шарков (99%) и ООО «Нестле Вотер Кулерс сервис» (1%). В 2007 г. выручка составила $27-30 млн, объем выпуска - около 8 млн дал воды. Компания располагает заводом по очистке и розливу воды в г. Бердске (пригород Новосибирска), рассчитанном на выпуск 250 т воды в сутки. По данным ФИНАМа, емкость новосибирского рынка очищенной воды - 450-470 тыс. бутылей в месяц по итогам 2007 г. Емкость рынка в денежном выражении, по данным «Сибирского источника», - около 1 млрд руб.