Так и живет лабораторная крыса. На весы - и сразу пить. Водопроводная вода каждый день. Ученые смотрят: что будет дальше.
Оксана Синицына, завлабораторией эколого-гигиенической оценки и прогнозирования токсичности вещества: "Изменяются какие-то показатели биохимические. То есть, печень, почки. Но они не умирают".
О том, что в эксперименте участвуют не только крысы, но и люди, в институте говорят неохотно. Но большинство граждан России пьют водопроводную воду, а значит, тоже рискуют.
Водопроводная система для поселка Заплавное - это труба, которая берет воду прямо из речки. Река Ахтуба прошла через стоки Волгограда, приняла выбросы химзавода, а сейчас без всякой очистки попадет на кухню к Галине Зариповой. Будут варить суп.
Те, кто побогаче в Заплавном, бурят скважины или покупают воду в бутылках. Но большинство пьют речную. Маленький Данилка с детства никакой другой не пробовал.
Карта России хоть и пронизана чистыми реками, но проблемы с водоснабжением порой, как в засушливой Сахаре.
Юрий Рахманин, директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина: "Если говорить о наиболее неблагоприятных, то это у нас Дальневосточный регион, Западная Сибирь, Центральный район, Северо-Запад и Калининград".
Каждая пятая проба воды, которую институт берет на поверку, оказывается непригодна. То, что выглядит прозрачным в стакане. В лаборатории вырастает в разноцветные колонии.
В пробирках цветут сальманелла и тиф . В России через водопроводную систему заражаются и болеют целыми городами. В Свердловской области от инфекционной пневмонии 5 человек даже умерли.
В самарском регионе страдают не от бактерий в водопроводе, а от тяжелой химии. Это видно без анализа. По состоянию труб. В редакции газеты Новокуйбышевска который раз готовят статью о том, что дальше так пить нельзя.
Анна Юркова, журналист: "Наша подшивка. 2008 года газета, 2007 - мы про воду постоянно пишем. Нас волнует качество. Почему при таком качестве новый водозабор не строится?"
На заседании правительства в этот четверг приняли решение, которого российские экологи долго ждали. На этой неделе появилась новая государственная программа "Чистая вода". Она и раньше существовала, но только как проект партии "Единая Россия".
Борис Грызлов: "Считаю, что инициатива партии "Единая Россия", которая была озвучена еще 3 года назад на съезде, результатом имеет такое очень важное решение органа исполнительной власти".
Борис Грызлов уверен, что теперь решать проблему качества воды можно будет не в отдельных регионах, а по всей стране сразу. Главное - то, что появятся деньги на новые системы очистки.
Борис Грызлов: "Подпрограмма антихлор. Ну хлор - это уже почти прошлый век, то есть XX век, сейчас есть новые технологии, которые позволяют отказаться от хлора. Применение хлора - губительно".
На новых станциях очистки сейчас уже внедряют нанофильтры и обеззараживают ультрафиолетом. Московская станция аэрации - в этом смысле пионер. В качестве доказательства директор ведет в свой кабинет. Осетры в аквариуме живут в воде, которая пришла на станцию по канализационным трубам.
Станция Люберцы очищает сотни кубометров воды в день. Но темпы загрязнения все равно опережают. Водолазов, которые чистят Москва-реку, снаряжают так, будто не в водоем, а в канализационный сток.
На тренировке в бассейн специально добавляют мутной жижи, чтобы было правдоподобно. Водолазы работают в полной темноте, на ощупь.
Московские студенты решили сделать свой вклад в программу "Чистая вода". Но проба воды из Москва-реки - это, пожалуй, символичная акция. Самодельная лаборатория студентов-химиков показывает, что Н2О скорее мертва, чем жива.
Анастасия Степанова, активист студенческого парламентского клуба: "Мы берем здесь, на этом замечательном месте, у ХХС. Так как мы хотим знать, какая вода протекает через сердце нашей страны".
Позднее в институте геохимии студентам-экологам про сердце Родины расскажут подробнее.
Ирина Седых, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского В.И.: "Ну как правило, это такие элементы, как свинец, кадмий, редко мышьяк. Старая шутка о том, что вода в Москва-реке такая грязная и в ней столько химии, что ее скоро будут продавать барелями. На этой неделе получила новое звучание. Производители чистой, питьевой воды заявили, что вода - это тоже полезное ископаемое и его можно продавать на экспорт. По запасам пресной воды Россия на первом месте в мире. Здесь есть, что продавать. И у будущих экспортеров планы оптимистичны".
Первые трубы для перекачки воды должны быть построены не за границу, а в регионы России. Так называемые "водоводы" и новые очистные станции уже запроектированы. Если программу реализовать, то Россия будет не просто владеть запасами воды, но и пользоваться ими.
Репортаж Екатерины Кибальчич.
Первый канал. НОВОСТИ ON-LINE