Более 30 петербургских организаций в апреле 2008 года получили лицензию на работу с полимерными отходами. Большинство из них не имеют ни площадок для сбора отходов, ни мощностей по их переработке. Между тем в Петербурге каждый год выбрасывают около 40 000 тонн полимерных материалов, в первую очередь - упаковочной плёнки. Как видим, рынок для сборщиков полимерных отходов значительный и финансовоемкий.
"Полимерные отходы и полимерное сырье - не одно и то же, - говорит директор по проектированию Института ОАО "Пластполимер", Вячеслав Слуцкий. - Полимерную упаковку, загрязнённую, например, бытовой химией, или пищевыми отходами, нельзя продавать как вторичное полимерное сырьё без предварительной обработки. В обработку входит сортировка на различные виды полимеров, с последующей мойкой, сушкой, дроблением, агломерацией и грануляция и выпуск изделий из полимерных гранул (пленка, трубы, тара и т.д) Всё это следует проводить на лицензированной площадке, по строгому технологическому регламенту, силами обученного персонала. Затем следует провести анализ и выдать паспорт на соответствие ТУ на получившееся сырьё."
Так как селективный сбор отходов, внедряемый сейчас в Петербурге, не достаточно эффективен - всё равно недопустимо автоматическое превращение отходов в сырьё. И это касается не только полимеров, но и отходов бумаги и тары из стекла.
Чем же занимаются большинство зафиксированных в списках Ростехнадзора предприятий, собирающих полимерные отходы с торговых точек и заводов пищевой промышленности? Они в лучшем случае являются добросовестными посредниками, перевозящими отходы с завода на мусорный полигон. А в худшем - пользуясь наличием лицензии на транспортировку и практической бесконтрольностью (к каждому грузовику инспектора ведь не приставишь) собирают отходы на предприятиях и торговых зонах и перепродают их без сортировки и обезвреживания, как товарную продукцию, куда подальше - от Белоруссии до Китая.
Имеют ли право владельцы мусоросортировочных комплексов, крупные торговые сети или автотранспортных предприятий продавать отходы, как вторичное сырьё без проведения комплекса работ по их использованию и без соответствующей лицензии на использование отходов?
Вопрос, понятно, риторический.
Эколог, руководитель Научно - производственного объединения "Крисмас+" и председатель Комитета по экологии Ленинградской областной торгово - промышленной палаты Борис Смолев, считает что "эпидемиологическая опасность перерабатываемых отходов сильно недооценена. Наше счастье, что мы живём на севере. Даже пустая тара из - под лимонада за два - три дня под солнцем превращается в бактериологическую бомбу."
"Чтобы предотвратить злоупотребления и прикрыть черный рынок торговли полимерами (равно как и другим вторичным сырьем), нужно не так уж много. Во - первых, необходимо создать систему госзакупок изделий, изготовленных из вторичного сырья, для нужд Петербурга. Тем самым возникнет внутригородской рынок потребления переработанных и превращённых в товарную продукцию полимеров, уменьшится соблазн продать их "по-быстрому". Во - вторых, простая транспортировка полимерных отходов должна быть обложена значительными налогами, что вытеснит с рынка перевозчиков отходов компании, не имеющие своих мощностей по переработке отходов во вторичное сырьё. И, в третьих, необходимо безусловно запретить реализацию необезвреженных отходов" - говорит председатель Санкт - Петербургского отделения Международного Зеленого Креста, Юрий Шевчук.
Но пока эти рекомендации экологов остаются на бумаге. Как видно, на пути ко "второй жизни" упаковки наш город стоит ещё в самом начале.