Компания сконцентрируется на прямых продажах без посредников.
ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" ("ВБД ПП") сообщило о расширении филиальной сети, создав два новых подразделения в Уральском федеральном округе - в Челябинске и Сургуте.
Как пояснили "Ъ" в компании, это происходит в рамках масштабной реорганизации сбытовой сети, в ходе которой ВБД планирует сосредоточиться на прямых продажах и уменьшить взаимодействие с независимыми партнерами. Между тем уральские дистрибуторы, рискующие потерять такого партнера, как ВБД, полагают, что реализация планов компании серьезно ухудшит ее позиции в Уральском федеральном округе.
Решение о создании новых филиалов принял совет директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" на заседании 15 декабря. Новые подразделения компании появятся в Перми, Хабаровске, Сургуте и Челябинске. Как пояснил "Ъ" пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин, на базе филиалов будут созданы торговые дома, которые займутся дистрибуцией продукции ВБД - соков, нектаров, молочных продуктов. По его словам, развивая систему прямых продаж, компания планомерно сокращает взаимодействие с независимыми дистрибуторами, одновременно продающих продукцию их конкурентов. Еще год назад ВБД отказалась от услуг своего крупнейшего дистрибутора соков - компании "Царь-Град". По сведениям "Ъ", несколько месяцев назад прекратилось сотрудничество "Вимм-Билль-Данн" и ее уральского дистрибутора ЗАО "Компания Юнилэнд-Екатеринбург".
"Реорганизация сбытовой сети, согласно нашим маркетинговым исследованиям, позволит компании увеличить объемы продаж продукции в регионах", - сообщил Антон Сарайкин. Он также добавил, что за последние полгода "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" создала порядка 20 филиалов в регионах России, в том числе месяц назад - один в Екатеринбурге (Свердловская область).
ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД, основано в 1992 году) является ведущим производителем соков и молочных продуктов в России. По данным AC Nielsen, в 2005 году доля компании на российском молочном рынке составила 34%. В настоящее время в компанию входят 30 производственных предприятий в 22 регионах страны, в том числе в УрФО - ОАО "Сургутский гормолзавод" (ХМАО) и Первоуральский гормолзавод (Свердловская область).
В портфеле торговых марок 1,1 тыс. наименований молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных напитков. Согласно отчетности по стандартам US GAAP, за первое полугодие 2006 года выручка компании составила $813,6 млн. По приблизительным оценкам экспертов, в среднем доля ВБД в УрФО составляет не более 15%.
Эксперты называют действия руководства ВБД правильными. "Работа компании напрямую с торговыми точками более эффективна - из цепочки от поставщика к потребителю исключается одно лишнее звено. Его ликвидация позволит компании иметь больший доход от продаж - на 3-5%. Не придется делиться прибылью с независимыми дистрибуторами", - полагает аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина. С ее словами согласен эксперт из ИК "Финам" Владислав Кочетков. Он добавил, что компании активизируют прямые продажи, потому что этого требуют и торговые сети. "Ритейлеры хотят напрямую работать с производителем, чтобы вести более гибкую ценовую политику", - пояснил он.
Аналитики также отметили, что ВБД не единственный российский производитель, который приступил к реорганизации сбытой сети. Аналогичные преобразования происходят в компаниях "Балтика", "Лебедянский". "Последние пять лет приоритетным считалось развитие системы прямых продаж, одновременно мы сокращали долю независимых дистрибуторов, - подтвердил директор по связям с общественностью ОАО "Лебедянский" Александр Костиков.
Между тем участники уральского рынка считают, что реорганизация сбытовой политики ВБД в УрФО ухудшит ее позиции на местном рынке. "Из-за нечеткой системы маркетинга в последнее время компания серьезно утратила свои позиции на местном рынке. Если пять лет назад доля ВБД в соковом сегменте составляла 50%, то сейчас не более 10%, - сообщил "Ъ" генеральный директор ООО "ТПК "Бест" (дистрибутор соков ВБД в УрФО) Александр Попов. - Если компания откажется от независимых партнеров, ее позиции на местном рынке станут еще хуже, так как местные игроки лучше знают рынок, на котором давно работают". А исполнительный директор уральского союза участников потребрынка "Альянс" Алексей Подоляко напомнил, что ВБД уже не первый раз пересматривает организацию своей сети, и рискует повторить свои ошибки. Дело в том, что в 2002 году компания уже пыталась опираться, главным образом, на собственных дистрибуторов, однако по мере расширения географии и объема продаж направленность на собственные каналы сбыта была утрачена и "Вимм-Билль-Данн" был вынужден сильно перестроить систему маркетинга в 2004 году, чтобы усилить свое присутствие на рынке.
КоммерсантЪ