PepsiCo официально подтвердила покупку 75,53% ОАО "Лебедянский" за $1,357 млрд и намерение увеличить долю минимум до 95%, чтобы провести делистинг компании. Покупка сделает PepsiCo лидером сокового рынка в России с долей 30,6%. Как стало известно "Ъ", ее основной конкурент Coca-Cola планирует вернуть себе первое место (рыночная доля ее "Мултона" - 21,1%), для чего ведет переговоры о приобретении сокового бизнеса "Вимм-Билль-Данна".
О переговорах между "Лебедянским" и PepsiCo стало известно еще прошлым летом (см. "Ъ" от 13 августа 2007 года), а 5 марта на слухах о скором объявлении сделки акции "Лебедянского" подорожали в РТС и на ММВБ на 5,2% - с $82,7 до $87 за бумагу (см. "Ъ" от 11 марта). Вчера производители подтвердили достоверность инсайдерской информации, просочившейся к трейдерам.
PepsiCo и Pepsi Bottling Group покупают 75,53% "Лебедянского" за $1,357 млрд, то есть из расчета $88,02 за одну акцию, объявили вчера стороны на совместной пресс-конференции. Покупатели приобретают акции у депутата Госдумы Николая Борцова (30%), его сына Юрия Борцова, возглавляющего совет директоров "Лебедянского" (25,1%), членов совета директоров Ольги Белявцевой (18,4%) и Дмитрия Фадеева (2%), а также у менеджмента (0,3%). Акции будут распределены между PepsiCo и Pepsi Bottling Group в соотношении 75 к 25.
Производство детского питания и минеральной воды останется у четырех крупнейших акционеров "Лебедянского" - господ Борцовых, Белявцевой и Фадеева. Эти бизнесы не заинтересовали PepsiCo: если выручка "Лебедянского" от продажи соков в 2007 году составила около $800 млн, то направления "Детское питание" - $123,8 млн, а "Минеральная вода" - $18 млн. Как пояснил вчера исполнительный директор "Лебедянского" Магомет Тавказаков, оба направления войдут в новую компанию, совет директоров которой возглавит Юрий Борцов. До 25% в этой компании при желании смогут получить и нынешние миноритарии "Лебедянского". Это преобразование и сделка с PepsiCo должны быть одобрены советом директоров (28 марта) и собранием акционеров "Лебедянского".
ОАО "Лебедянский" объединяет три производственных предприятия - одноименное в городе Лебедянь Липецкой области, "Прогресс" в Липецке и "Троя-Ультра" в Санкт-Петербурге.
PepsiCo производит безалкогольные напитки (Pepsi, Mirinda, 7Up, Aqua Minerale и др.), соки, кондитерскую, бакалейную продукцию, снеки. Оборот в 2006 году - $35 млрд, доля на мировом рынке соков была крупнейшей - 14,7%. В России владеет пятью заводами по розливу напитков (в Новороссийске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Сочи; строится - в Домодедове) и заводом по производству чипсов.
PepsiCo не нужна публичная компания в России: после завершения сделки она постарается исключить акции "Лебедянского" из котировальных списков бирж, заявил вчера президент PepsiCo International и зампред совета директоров PepsiCo Майкл Уайт. Сейчас на ММВБ и в РТС обращается 23,87% акций компании (помимо пакета PepsiCo и free-float небольшая доля в "Лебедянском" остается у менеджмента - 0,6%). "Все будет зависеть от миноритарных акционеров, поскольку, согласно российскому законодательству, для делистинга нам необходимо владеть 95% акций "Лебедянского"",- заявил он.
Большинство аналитиков уверены, что с выкупом еще 19,47% акций "Лебедянского" у PepsiCo могут возникнуть проблемы. Как говорится в аналитических отчетах Альфа-банка и UniCredit, "если 20,5% миноритарных акционеров "Лебедянского" проголосуют против сделки и откажутся продавать акции по предложенной цене $86-88 за акцию, PepsiCo не сможет провести делистинг". Оферту PepsiCo начнет исполнять не раньше третьего квартала 2008 года, а, по прогнозам аналитиков UniCredit, к этому времени "Лебедянский" будет стоить $113 за акцию, аналитиков "Альфы" - не менее $110 за бумагу.
"Сделка необходима для PepsiCo, чтобы стать номером один на российском рынке соков",- говорит гендиректор "Нидан Соки" Андрей Яновский. По данным "Бизнес Аналитики", по итогам 2007 года доля Tropicana, бренда Pepsi, на этом рынке не превысила 1,9%, доля "Мултона", контролируемого Coca-Cola, составила 21,1%, а "Лебедянского" - 30,6% (весь рынок оценивался в $3 млрд).
"Coca-Cola не удовольствуется вторым номером на рынке",- считает господин Яновский. Это подтверждают и сведения, полученные "Ъ" от дистрибуторов, которые сообщили, что Coca-Cola заказала им "ежемесячный мониторинг" продаж соковых брендов "Вимм-Билль-Данна" (ВБД). А источник, близкий к акционерам ВБД, уточнил, что "переговоры (о продаже сокового бизнеса ВБД.- "Ъ") активизировались за последние два месяца". "Coca-Cola из трех соковых заводов ВБД интересуется только предприятием в подмосковном Раменском и брендом J7, который не конкурирует ни с одной соковой маркой "Мултона"",- рассказал он. Вчера председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили заявил, что к нему "лично руководство Coca-Cola с такой темой не обращалось". В Coca-Cola от комментариев отказались. "После такой сделки российский рынок напитков оказался бы сосредоточен в руках двух транснациональных компаний",- резюмирует глава фонда Salford Евгений Йоффе.
По материалам: КоммерсантЪ