УФАС по Татарстану запретило татарстанскому ООО «Аква», первому производителю популярной в республике питьевой воды «Раифский источник», выпускать воду с использованием слова «Раифский» и его производных в названии. Торговый дом «Раифский источник», владеющий брэндом, предоставил это право компании «Перспектива». Если «Акве» не удастся оспорить решение УФАС, ей придется изъять из продажи партии своей воды «Раифская оригинальная».
Заявление в УФАС подал торговый дом (ТД) «Раифский источник», являющийся патентодержателем торгового знака «Раифский источник». В нем он обвинил «Акву» в «незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности». По мнению ТД, этикетка воды «Раифская оригинальная», которую «Аква» начала производить с октября прошлого года, «схожа до степени смешения с этикеткой „Раифского источника"». По словам директора ТД Альберта Ибатуллова, это привело к тому, что в торговле «Раифскую оригинальную» стали путать с «Раифским источником».
«Аква» была первым производителем - с 1997до 2007 года - воды «Раифский источник» (от названия Раифского Богородицкого мужского монастыря, на территории которого находилась скважина) и с 2003 года занимала около 47% татарстанского рынка. Однако в феврале прошлого года «Аква» приостановила производство в связи с претензиями проверяющих органов к Раифскому средне-специальному училищу №1, которое, как заключила комиссия, поставляло «Акве» воду без лицензии на промышленный розлив.
Остановке производства на «Акве» предшествовал выход в январе 2007 года из его состава части учредителей, владеющих 67% капитала компании, из-за разных взглядов на ведение бизнеса. Они создали ООО «Перспектива», которое построило новый завод в 10 км от поселка Раифа. При этом «Аква» отказалась подписать лицензионное соглашение с ТД на право производства «Раифского источника», сочтя условия владельца брэнда неприемлемыми. Четыре месяца - с момента остановки «Аквы» до открытия нового завода в июне 2007 года - вода «Раифский источник» не выпускалась. Затем «Перспектива» стала его монопольным производителем, а «Аква», спустя несколько месяцев, вывела на рынок «Раифскую оригинальную».
По словам представителя ТД Григория Бусырева, в «раскрутку» брэнда «Раифский источник» в 2004-06 годах ТД тратил не менее 2,6 млн рублей ежегодно. Господин Бусырев привел данные компании «Бизнес-Аналитика» о том, что в зоне продаж - в 18 региональных городах - «Раифский источник» входит в пятерку самых известных марок наряду с «Нарзаном», «Ессентуки», «Боржоми». Григорий Бусырев отметил, что в декабре 2007 года исследование республиканского центра маркетинга показало, что «большинство потребителей в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске не ассоциирует марку „Раифская оригинальная" как самостоятельный брэнд», считая ее «разновидностью воды „Раифский источник"», так как с первого раза «визуально различить их невозможно». Господин Бусырев отметил, что схож «до степени смешения» и товарный знак, в связи с чем, по его мнению, введены в заблуждение также партнеры и дистрибуторы ТД. Все это, по его данным, привело к снижению выручки от продаж: в октябре 2007 года она уменьшилась более чем на два млн рублей, в ноябре - на пять млн рублей. Поэтому заявитель просил УФАС запретить «Акве» использовать название «Раифская оригинальная» и этикетки.
Представитель «Аквы» Алексей Егоров на рассмотрении в УФАС не согласился с претензиями, отметив, что «коммерческое название „Раифская оригинальная" компания использует с разрешения правообладателя». А наименование «Аква» на этикетке в виде стилизованного изображения в форме овала, как и изображение Троицкого собора Раифского монастыря (присутствует также и на этикетке «Раифского источника»), «Аква» использует «для индивидуализации своей продукции» уже в течение 10 лет, тогда как «ТД зарегистрировал торговый знак лишь в 2004 году». По мнению патентного поверенного Ларисы Тульниковой, слово «Раифский» - производное от названия местонахождения, а «словесным элементам закон не обеспечивает правовой охраны». Госпожа Тульникова считает, что регистрация товарного знака «Раифский источник» была проведена не только «некорректно», но и «в нарушение законодательства РФ». «Аква», по ее словам, уже заявила в Палату по патентным спорам по этому поводу возражение, одновременно подав заявки на регистрацию изображения Троицкого собора, который «в регистрациях ТД отсутствует», а также словесного изображения «Раифская оригинальная».
Однако комиссия УФАС признала «Акву» нарушившей ФЗ «О конкуренции» и запретила ей использовать как само название «Раифская оригинальная», так и слово «Раифская», и производные от него, предписав изъять из торговли все партии «Раифской оригинальной».
Это не первое «этикеточное» разбирательство между конкурентами. В октябре прошлого года УФАС признало нарушившей ФЗ «О конкуренции» «Перспективу», так как компания маркировала воду «Раифский источник» этикетками, на которых, помимо реквизитов самой компании, были указаны и реквизиты «Аквы».
Директор ТД Альберт Ибатуллов заявил „Ъ", что «удовлетворен решением УФАС», отметив, что его предприятие также намерено взыскать с «Аквы» через суд убытки. А господин Егоров сообщил, что решение антимонопольной службы будет обжаловано его компанией как «необоснованное».