Группа нижегородских православных граждан обвинила компанию Coca-Cola в распространении "кощунственной рекламы, оскорбляющей религиозные чувства и унижающей национальное достоинство". Поводом стала реклама на уличных холодильниках, где нижегородские храмы и памятники изображены в контуре бутылки Coca-Cola. Коллективные обращения с просьбой возбудить уголовное дело активисты направили в прокуратуру Нижегородской области, копии - губернатору и архиепископу. Юристы не видят уголовных перспектив инициативы.
Свои претензии к Coca-Cola инициативная группа сначала высказала на отдельной страничке в интернете, где недовольные выложили фотографии рекламы продукции компании, размещенной на уличных холодильниках. Православных возмутило то, что внутри характерных силуэтов бутылки Coca-Cola изображены купола нижегородских храмов, памятник Минину и Пожарскому и набатный колокол. По мнению активистов, на некоторых изображениях встречаются "умышленно перевернутые изображения" соборных крестов. Призывом к всеобщей борьбе с Coca-Cola и бойкоту ее продукции, размещенным на сайте, дело не закончилось. Инициативная группа направила коллективное обращение с требованием убрать из Нижнего Новгорода "кощунственную рекламу" и привлечь руководство компании к уголовной ответственности за возбуждение религиозной вражды и унижение национального достоинства (ст. 282 УК РФ) в прокуратуру Нижегородской области. Аналогичные обращения от имени двух горожанок Нины Моисеевой и Галины Братановой также были отправлены губернатору Валерию Шанцеву и архиепископу Георгию с просьбой "возвысить голос в защиту православных святынь".
В нижегородском представительстве Coca-Cola HBC Eurasia вчера сообщили, что "размещая на своем торговом оборудовании и на упаковке продукции виды объектов архитектуры и искусства, компания демонстрирует свою позицию по сохранению культурного наследия". "Наряду с рядом программ по поддержке культуры и искусства, осуществленными компанией в России, успешными примерами сотрудничества местных сообществ и компании в вопросе сохранения культурного наследия служат проект, приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга, а также проект, который компания проводила на территории Татарстана в год 1000-летия Казани", - говорится в официальном сообщении нижегородского франчайзи Coca-Cola HBC Eurasia. Подобные примеры сотрудничества там считают "популяризацией среди населения информации о памятниках архитектуры, культуры и искусства". При этом в сообщении подчеркивается, что "в соответствии с внутренней политикой компания строго придерживается принципов ответственного маркетинга, а также соблюдает этические нормы и учитывает потребности местных сообществ при размещении изображений на торговом оборудовании и упаковке".
В прокуратуре области подтвердили, что жалоба от двух заявителей к ним поступила и облпрокурором Валерием Максименко направлена на проверку. О перспективах возбуждения уголовного дела в прокуратуре говорить не стали, отметив, что это компетенция следственного комитета, куда может быть передано данное обращение. В свою очередь пресс-секретарь Нижегородской епархии отец Игорь (Пчелинцев) сообщил "Ъ", что епархия не участвует в этой истории, но, вероятно, "морально поддержит" заявителей. "Верующие цивилизованными способами выражают свою озабоченность, отстаивают свои права. Это вполне нормальный процесс", - отметил отец Игорь.
Юристы не видят уголовных перспектив жалобы. Старший юрист компании "Мегаполис Лигал" Валерия Таглина отметила, что к данной ситуации скорее можно применить не Уголовный кодекс, а закон "О рекламе", не допускающий использование непристойных и оскорбительных образов в отношении религиозных символов и объектов культурного наследия. Замдиректора нижегородского представительства компании "Яковлев&партнеры" Татьяна Кормилицына уточняет, что заявителям логичнее было бы обратиться в управление ФАС, а прокуратура, скорее всего, откажет в возбуждении уголовного дела в связи "с отсутствием события преступления". Вместе с тем юристы сомневаются в перспективе уголовного либо административного производства по данному вопросу, отметив, что ей непонятно, каким образом заявители будут доказывать "кощунственные намерения" Coca-Cola.