Любовь американцев к чаю восходит к далеким годам начала XVIII в., когда британские и голландские переселенцы, осваивавшие Северную Америку, закупали китайский чай столь же активно, как и их сородичи в Европе. Популярным был зеленый чай. Поскольку в Китае при долгом правлении маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) распространились также способы употребления чая, свойственные татаро-монголам, эти первые переселенцы, особенно квакеры-фермеры, часто пили свой чай подобным же образом - с солью и маслом.
Характерной была картина, когда в доме фермера на плите целый день стоял большой чайник с заваренным чаем, и им в любой момент могли утолить жажду многочисленные тогда члены семьи или заезжий гость. Квакеры высоко ценили чай также как средство воздержания от пьянства, и это следует запомнить, поскольку к этой теме мы вернемся позже.
Большую привязанность к чаю проявили жители Нью-Йорка, который был основан в 1626 г. голландцами как Новый Амстердам, но в 1664 г. был захвачен англичанами, которые дали ему нынешнее название. Согласно сведениям крупной американской чайной компании «Сташ-ти», голландские переселенцы, создававшие Новый Амстердам, могли даже раньше англичан познакомиться с чаем, который привозил им из Китая голландский мореплаватель и торговец Питер Стюйвесант. Ко времени, когда англичане захватили город, его жители выпивали чая больше, чем вся Англия.
Важными торговыми и культурными центрами становились Бостон и Филадельфия, также регулярно получавшие от торговцев партии китайского чая.
При англичанах употребление чая в Америке продолжало расти и было подвержено большому влиянию английской чайной моды. В XVIII в. жители Нью-Йорка создали у себя несколько «чайных садов» наподобие тех, что были так популярны в Лондоне. Среди них были один сад «Раналех» и три «Воксхол гарденс». Так как возникали проблемы с водой, которая подходила бы для заварки чая, по всему Манхеттену велись поиски пригодных для этого природных источников, и «чайные сады» устраивались вблизи к ним.
Жители «Новой Англии» заказывали с Британских островов соответствующую посуду для чая, копировали английские рецепты чая и чайный ритуал. Позже, когда в Лондоне вошли в моду светские «приемы за чашкой чая», состоятельные американцы, особенно обитатели богатых домов Филадельфии и Бостона, стали устраивать у себя такие же приемы с подачей особенно качественных чаев, демонстрируя при этом дорогие английские сервизы из фарфора и столовое серебро, выписанное из Лондона и Шеффилда. Эти приемы стали символом благополучия и высокого социального статуса, а в менее состоятельных семьях они служили средством «привития хороших манер».
В середине XVIII в. чай из Китая доставлялся на восточное побережье Америки судами английской «Компании Джона» (Ост-Индской компании), которая держала монополию на торговлю любым товаром, включая чай, в масштабах всей неуклонно разраставшейся Британской империи. Эти суда с тюками чая приходили главным образом в порты Бостона, Нью-Йорка и Филадельфии, и при их разгрузке британские колониальные чиновники взимали высокие пошлины на поставленный чай. Местное население проявляло возмущение по этому поводу и даже пыталось бойкотировать чай от «дяди Джона». Стала быстро развиваться контрабанда чая, который местные судовладельцы завозили из мало контролируемых мест. Местные индейцы изготавливали из трав подделки чая. Преодолевая запреты и кордоны, завозили чай голландские торговцы.
Обеспокоенная «Компания Джона», теряя доходы, била тревогу в Лондоне, лоббировала в английском парламенте принятие закона о повышении налога на чай, и в конечном итоге парламент принял в 1767 г. акт, которым был введен дополнительный налог на чай, поступавший к жителям колоний в Северной Америке.
Тогда и произошло то, что стало историческим событием, которое привело к провозглашению американскими колонистами своей независимости от Великобритании. На протяжении двух лет со времени принятия парламентом указанного акта местные американские власти отказывали судам «Компании Джона» в принятии на берег любого чайного товара, подверженного новому налогу. Лондон направил тогда к американским берегам сразу семь судов, загруженных тюками с чаем. Но этот шаг еще более ожесточил поселенцев. В портах Нью-Йорка и Филадельфии местные демонстранты, возмущенные алчностью лондонских правителей, заставили суда повернуть назад, а в Чарльстоне местные таможенники наложили на груз арест.
Особенного накала достигли страсти в Бостоне. Демонстранты держали там английские суда неразгруженными несколько недель, а вечером 16 декабря 1773 г. группа людей в нарядах индейцев подплыла на лодках к судну «Дартмут» и захватила его. С криками: «Идут моговаки!» и «Бостонский порт станет чайником сегодня!», эти люди, подбадриваемые демонстрантами на берегу, за три часа сбросила в воды бухты 340 тюков чая. Так они совершили акт, который позже вошел во все учебники истории Америки как знаменитое «Бостонское чаепитие». Дальнейшее драматическое развитие событий не могли остановить закрытие порта колониальными властями и ввод войск. Началась Война за независимость, результатом которой явилась потеря Лондоном власти над своей американской колонией, да и большого рынка чая.
Уже в ходе войны, в 1776 г., колонисты образовали независимое государство - Соединенные Штаты Америки и прекратили все контакты как с Лондоном, так и с «Компанией Джона». Чай они стали закупать сами в Китае напрямую. В числе первых американских торговцев, заработавших миллионы на закупках в Китае чая и других товаров, были Т. X. Перкинс в Бостоне, Стивен Жирард в Филадельфии и Джон Джекоб Астор в Нью-Йорке. В глазах китайцев американцев выгодно отличало то, что при закупке чая они расплачивались золотом - не в пример англичанам, которые ради получения чая любым путем развернули позорные операции с опиумом.
Настоящий переворот в перевозках чая произвел первый клипер, построенный в 1845 г. в Нью-Йорке, который доставлял чай в несколько раз быстрее, чем тихоходные «чайные телеги» флотилии «Компании Джона». Англичане, как уже отмечалось, поспешили наладить свое производство таких же быстроходных парусников. Тем не менее, еще не один год клиперы теперь уже независимой Северной Америки бойко бороздили морские просторы и держали первенство в поставках популярных сортов китайского чая, в том числе к берегам самой «матушки Англии».
В конце XIX в. американцы могли уже полностью обеспечивать себя чаем, который завозился также и на западное побережье страны, освобожденное к тому времени от влияния России, Испании и Мексики. Предпринимались даже попытки заняться собственным чаеводством, тем более что природные условия южных районов страны позволяли это. В конце XIX в. создавались насаждения чайных кустов в Южной Каролине, а также на юге Калифорнии, однако нехватка рабочих рук для сбора чайного листа, как и их дороговизна, показали нецелесообразность развития собственного плантационного производства чая. Основными оставались закупки чая в Китае, большей частью зеленого, но начались также закупки черного чая Индии и Цейлона.
Вместе с ассортиментом чаев ширился и выбор в стране разных других напитков. В годы Войны за независимость, когда поставки чая прерывались, популярным стал кофе, который и в последующем продолжал теснить позиции чая. Американцы научились производить много «прохладительных напитков», начали консервировать фруктовые соки, появился напиток «Кока-кола», затем - «Пепси-кола». Модным становилось готовить напитки со льдом. В 1904 г. произошло событие, которое положило начало невиданному ранее способу потребления чая. В Сан-Луи (штат Миссури) проходила первая в истории Америки Всемирная выставка, которая привлекла массу посетителей, и одним из ее участников был англичанин Ричард Блечинден, владевший чайными плантациями в Индии. Он создал красочный павильон с не менее красочно наряженными служителями-индусами в тюрбанах, которые должны были предлагать посетителям выставки свежезаваренный чай. Стояли, однако, очень жаркие дни, и горячий чай никто не брал. Отчаявшийся хозяин распорядился бросать в чашки с чаем кусочки льда в надежде соблазнить кого-либо этим остуженным настоем, что дало удивительный результат. «Чай со льдом» сразу стал «хитом» выставки и с того времени быстро вошел в обиход американцев как «айс-ти» (Iced Tea). Его и можно назвать «американским чаем», который с того времени готовят в Америке повсюду и готовят более всего из черного чая.
Спустя четыре года в Америке возникла другая новинка в чайном деле. Томас Салливан, торговавший чаем в Нью-Йорке, в порядке рекламы рассылал своим клиентам образцы чая, расфасованного в маленькие мешочки из муслина. Некоторым из клиентов показалось удобным опускать в заварочный чайник весь мешочек с чаем, и они просили присылать им чай именно в такой упаковке. Новинка быстро нашла новых поклонников, а мешочки стали изготавливать уже по более совершенным технологиям.
Чай постепенно восстанавливал свои, пошатнувшиеся было позиции. К тому же пить чай всегда было признаком «хорошего тона». Состоятельные американцы устраивали в престижных отелях чаепития в духе нравов поздней викторианской эпохи.
Знаковыми стали светские чаи после полудня в нью-йоркском отеле «Плаза», в отеле «Риц» в Бостоне, в гостиницах Чикаго. Накануне Первой мировой войны в дневные часы обширные холлы дорогих гостиниц «даун-тауна» (торгово-делового центра города) заполнялись молодыми менеджерами, клерками, сотрудницами многочисленных офисов, контор и торговых учреждений, которые заказывали себе чай и танцевали, танцевали подобно тому, как танцевали в те годы в богатых отелях Лондона.
Отметим здесь: во время танцев пили чай, а не крепкие напитки. Чай служил недорогим и при этом здоровым средством организации досуга, общения и знакомства молодых людей. Много проблем возникло в Америке в 20-30х гг. XX в. в период экономического спада и во время действия запрета на алкоголь (prohibition), отнюдь не мешавшего распространению спиртных напитков, что негативно сказалось на культуре потребления чая. Но постепенно американцы вновь «вырулили» на уважение к чаю как здоровому, полезному напитку.
Известно, как много производят в США банок с «Кока-колой», «Пепси-колой», «Спрайтом» и другими прохладительными напитками. В больших количествах производится пиво. Виноградники Калифорнии изготавливают ныне качественные сухие вина, причем объемы их производства очень велики и продолжают расти, как растет и увлечение американцев этими винами. В то же время ширится понимание значения чая для здорового и трезвого образа жизни человека. А современные американцы относятся к своему здоровью очень серьезно: хорошее здоровье - это успех и благосостояние, без которых жизнь в Америке сразу же наполняется мраком. В наши дни американцы решительно настроены на трезвый, здоровый образ жизни, в котором чай занимает все более значимое место.
Когда посетитель садится за столик в закусочной или ресторане, перед ним почти тут же, автоматически ставят высокий стакан с водой, заполненный льдом. Стоит только попросить чай - сразу принесут такой же большой стакан со льдом, залитый холодным настоем черного чая и украшенный ломтиком лимона, а то еще и листиком мяты. Могут принести согласно просьбе стакан с кипятком и рядом положить чайный пакетик разовой заварки одного из наиболее распространенных брендов. Если это - китайский ресторан, то уже в то время, когда посетитель рассматривает меню, перед ним могут поставить глиняную чашку с блюдцем и такой же чайник со свежезаваренным зеленым чаем, и этот чай будут доливать или обновлять в течение всей трапезы, что сделает ее особенно приятной. Китайцы знают толк и в еде, и в чае, и в оздоровительных свойствах зеленого чая, который даже после обильного обеда позволит любому покинуть стол с ощущением легкости в желудке.
Посещая американский продовольственный универсам, которых множество, или небольшую местную лавку (местный «уголок»), можно всегда обнаружить специальную полку, а то и секцию с массой упаковок чая. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что выбор совсем невелик. Большинство упаковок представляют собой чай в пакетиках пяти-шести наиболее ходовых сортов типа «Английский завтрак», «Ассам», «Эрл Грей» или «Зеленый порох», «Жасминный чай», а еще - черные чаи без кофеина, ароматизированные чаи и чисто фруктовые и травяные чаи. Можно говорить о том, что американцы в своей массе не балуют себя чайным изыском и довольствуются все больше чаем в пакетиках известных сортов. Из пакетиков, чаще всего у себя дома, американцы готовят большую емкость настоя черного чая, ставят ее в холодильник и затем при надобности наливают этот холодный настой в стакан, засыпанный почти доверху льдом, и наслаждаются своим «американским чаем со льдом». Это может показаться упрощением, но типичный современный «американский чай» представляется как заблаговременно заваренный и остуженный чай в пакетиках, разлитый по стаканам поверх насыпанного в них мелкого льда и украшенным долькой лимона (апельсина) вместе с листочком или веточкой мяты.
Новые затруднения с получением чая возникали у Америки в 50х гг. в связи с войной в Корее, и этим воспользовалась Аргентина, которая быстро нарастила производство своего не слишком качественного черного чая, который американцы стали широко использовать в ресторанах для приготовления чая со льдом.
К началу XXI в. основными поставщиками чая в США были Аргентина и Китай (более четверти всех поставок), за ними следовали английские и индонезийские поставщики. Привозят также чай из Японии. Подавляющую массу, как упоминалось ранее, составлял черный чай. Изложенное показывает, что, помимо прочего, важным фактором формирования «чайного вкуса» в стране служат объективные обстоятельства, особенно такие, как война.Можно при этом вспомнить, как ряд обстоятельств сформировал в свое время у граждан СССР привычку к хорошему и не очень хорошему грузинскому чаю одновременно с восхищением почти перед любым индийским чаем. А кто ныне тоскует по тому грузинскому чаю?!